В Архангельске выявят дефекты на теплотрассах
1/6
Общество
Граффити на улицах Архангельска будут всегда!

Граффити на улицах Архангельска будут всегда!

14.08.2016 17:39Николай КАРНЕЕВИЧ
Но, как считают сами уличные художники, современная «наскальная роспись» не обязательно должна быть актом вандализма.

Создание масштабного граффити на набережной Северной Двины сподвигло нас изучить тему городской «наскальной» живописи подробней.

Сегодня в Архангельске существует три крупных объединения граффитистов. — Остальное — не в счёт, — весомо ответил на мой вопрос один из местных уличных художников, по понятным причинам пожелавший остаться неизвестным. — Художников в городе сейчас с десяток, самое большее — двадцать человек. Для провинции такое количество уличных артистов в соотношении с величиной города — норма. В Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге граффитистов, которых можно назвать художниками (то есть авторами: со своим стилем, «линией», колористикой, направлением и высоким качеством исполнения работ) гораздо больше».

Нынешним уличным художникам тоже свойственно быть в противоречии с системой.Нынешним уличным художникам тоже свойственно быть в противоречии с системой.

«Творческие объединения вандалов»

Даже в классическом русском искусстве отдельные авторы и целые художественные объединения уже больше ста лет назад боролись с системой, рутиной и намеренно эпатировали публику. Так что неудивительно, что и нынешним уличным художникам тоже свойственно быть в противоречии с системой, воплощать в своём творчестве дух протеста.

Отчасти это провоцирует время от времени совершать поступки на грани вандализма. Свидетельством тому — гигантская надпись «LUK» на улице Воскресенской, на трёх домах над торговым центром «Орбита», которая появилась на зданиях четыре года назад. Художники-одиночки или представители разных группировок ещё и так показывают свою «крутизну». И группировке «LUK» в этом смысле сложно найти равных.

Другое дело, что неудобные, «колючие» граффити, росчерки, «автографы» и наклейки — это «зеркало» нашей жизни, отражающее существующие социальные и экономические проблемы. А на зеркало пенять, как известно, нет смысла, даже если иногда оно кривое.

В отдельных, исключительных случаях, граффитистов я бы даже поощрил за изобретательность, социальную отзывчивость и присутствие чувства юмора. Вот только как выявить такого художника, которого тут же могут гораздо сильнее наказать, посчитав всё его творчество лишь вандализмом?

А что касается откровенной «мазни» в автобусах, на заборах, стенах зданий и в подъездах домов — грязи было бы меньше, если бы молодёжи дали возможность проявить себя. 

Вандализм будет всегда, просто городу и предпринимателям надо научиться с ним справляться.Вандализм будет всегда, просто городу и предпринимателям надо научиться с ним справляться.

«Дайте нам место для творчества!»

Не один год жителей Архангельска раздражают велосипедисты-экстремалы. Шумят, носятся под самым носом на улицах и площадях, ломают перила, клумбы, лестницы. Дикари, одним словом. Но вот установили на Красной пристани рампы для катания экстремалов на велосипедах, роликах и скейтбордах — стало потише во дворах и на улицах. Примерно то же, по мнению уличного художника, необходимо и для начинающих графитчиков.

Он уверен:

«Вряд ли, конечно, «чикарей» (малолетних «гениев») пустят на Красную пристань. Да они и сами туда не пойдут, наверное. Такая площадка, «спот», не должна быть в  культурном или историческом центре города: граффити и история не сочетаются. Людям надо учиться, чтобы потом всякие крутые штуки делать, а учиться негде. К тому же, мелкотня в принципе не особо понимает — что хорошо, а что плохо. Видят: дяди рисуют — и сами начинают «рисовать». Всегда будет вандализм, просто городу и предпринимателям надо научиться с этим справляться».

Граффити на набережной наносились слоями, одна поверх другой.Граффити на набережной наносились слоями, одна поверх другой.

Набережная — не «Зал славы»

К такому заключению я пришёл, недавно прогулявшись по центральному архангельскому пляжу вдоль бетонного основания Набережной. Росписей в своё время здесь было огромное количество, порой они наносились слоями, одна поверх другой. Но всё это сейчас обветшало и выцвело: ни одной свежей краски. Возможно, потому, что авторов в последние год-два стали «гонять» за вандализм.

Но основная причина, по моему — в том, что набережная, условно говоря, перестала быть «окраиной» Архангельска, а усилиями власти активно возвращается к понятию «центр города». Тогда как естественная среда обитания и творчества графитчиков — окраины, где всегда найдутся заборы, брошенные здания, бетонные конструкции, и т. п. 

Всё тот же мой собеседник подчеркнул, что намерения очистить или, наоборот, закрасить бетонную стену набережной у городской власти были давно. Графитчиков даже обвиняли в том, что, дескать, из-за их едких красок разрушаются и бетон, и гранит. По той же причине не решались сами закрашивать всю плоскость стены нейтральным общим тоном. Хотя по фотографиям видно, что росписи уличных художников до гранита не достают, а бетон, как и камень на Набережной, разрушаются совсем по другим причинам.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.