По задумке инициаторов проекта, бетонную часть набережной со стороны реки превратят в картинную галерею, которая расскажет о четырёхсотлетней истории города.

Проект зародился примерно полгода назад. Инициаторами его стали молодые люди из движения «Яркий город». Участник движения Егор Тарасов говорит, что опросы общественности показали, что многие жители находят наш город серым и скучным, поэтому было принято решение изменить ситуацию, добавив городу красок.

— Разные граффити-сообщества пытались делать подобные проекты, но ни у  кого не получалось довести дело до конца. У нас были сложности с написанием самого проекта, и было сложно найти людей, которые бы стали работать за идею,  — рассказал Егор Тарасов.

Несмотря на то, что проект поддержало Российское военно-историческое общество, выделив порядка 600 тысяч рублей, все художники будут работать  на добровольных началах, грубо говоря «за спасибо». А выделенные средства пойдут на покупку грунтовки, краски и антивандального покрытия, которое сможет защитить работы. С таким покрытием картины простоят около 15 лет!

А может стоило просто стереть безобразные надписи и покрыть стену антивандальным покрытием? Никому такая идея в голову не пришла?

Конечно же, было принято другое решение — уж пусть граффити-художники нарисуют что-то под пристальным наблюдением администрации города, чем останутся тэги или «заплаты» на месте прежних рисунков.

Работа по созданию масштабного арт-объекта началась.Работа по созданию масштабного арт-объекта началась.

500 метров — 17 художников

Размер картинной галереи получится совсем не шуточный — 500 метров, по 250 метров от центральной лестницы у Вечного огня в одну и другую сторону. Разрисовывают бетонные стены 17 художников из Архангельска, Северодвинска, Онеги и Мурманска.

Изначально планировалось, что все сюжеты будут носить военно-патриотический характер, но общественность высказалась категорически против. Поэтому было решено отобразить основные вехи истории Архангельска и региона: поморов  с традиционными промыслами, Ивана Грозного как основателя Архангельска, Ломоносова с обозом, Петра I  и первый порт страны, персонажей сказок Писахова и северный трамвай, сплав древесины по реке и идеалы пионерии.

Каждый эскиз рассчитан примерно на десять-двадцать метров в длину, и на два-три метра в высоту. Каждый сюжет снабдят подписью, чтобы история края была понятна не только местным жителям, но и гостям столицы Севера. 

Нынешние граффити на набережной Двины не красят вид города.Нынешние граффити на набережной Двины не красят вид города.

У хулиганов руки не поднимутся

Один из участников проекта Артём Хазанов будет рисовать на набережной поморов на фоне стилизованного северного сияния. По его словам, кроме непонятной писанины на набережной есть и много хороших работ, потому что у приезжих художников есть традиция оставлять там свой след.

— Чистой набережная никогда не будет, сколько её не перекрашивай. Всегда найдется тот, кто первый что-то нарисует, и все пойдёт по-новому. Если сейчас получится сделать что-то стоящее, то думаю, у местных хулиганов не будут руки подниматься, чтобы испортить чужие работы, — убеждён Артём. — А чистота набережной зависит не только от стен, лучше бы пляжи почистили! 

На сегодняшний день граффити остается нелегальной формой искусства, в которой зачастую важна не столько красота исполнения рисунка, а место, где он сделан. Поэтому даже если власти начнут выделять «легальные» стены для графитчиков, то это совсем не гарантирует чистоты городских фасадов.

— Бесспорно, для меня, граффити и стрит-арт — это украшение города. В цивилизованных странах правительство нанимает уличных художников и даёт им свободу творчества, в то время, как у нас создают жёсткие рамки. Такая же ситуация и сейчас с набережной, — добавляет художник.

Лучше чистой набережной ничего нет

В Архангельске есть всего несколько достойных примеров стрит-арт искусства, которые были исполнены на должном уровне и удачно вписались в городскую среду.

Один из них — галерея шедевров мировой живописи на стенах здания Музея изобразительных искусств. Специалист по экспозиционно-выставочной деятельности музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» Валерия Зиновьева рассказала, что над концепцией проекта пришлось очень долго работать, чтобы она вписывалась в контекст музейного объединения.

— Для нас это был смелый шаг возвести граффити в ранг легального искусства, — говорит Валерия. — Мир захватил граффити-бум, сейчас многие объекты городской среды вовлечены в этот процесс. И набережная Архангельска не стала исключением. Идея стрит-арт проекта мне нравятся: здесь наша история, Писахов и даже трамвай. Согласна, сейчас вид набережной не вызывает приятных эмоций. Но не будет ли это перегружать парапет? В галерее музея мы могли бы зарисовать все стены и жалюзи, но я очень тщательно слежу за тем, чтобы это выглядело эстетично, выдержано в одном стиле.

Специалист музея ИЗО отмечает, что не всё зависит от одной идеи, важно и то, кем будет выполнена работа.

— Работая над нашим проектом «Под впечатлением», я была уверена в профессионализме художников и качестве их работ. Набережная, как и музей — это центральные объекты в городе, и здесь нет места примитивному изображению, а также начинающим художникам, желающим попробовать свои силы. На мой же личный взгляд, лучше чистой гранитной набережной ничего нет.

Работа по созданию 500-метровой истории Архангельск уже началась. Завершить роспись набережной должны до юбилея «Дервиша».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.