Многие архангелогородцы обратили внимание на курсирующие в городе автобусы маршрутов 1У, 8 и 55, с табличками «Заказной», где вместо традиционных билетов за проезд пассажирам дают так называемые квитанции. Люди интересуются, насколько законны такие поездки и квитанции.
Ассоциация автотранспортников Архангельской области признала маршруты 1У, 8 и 55 нелегальными и даже опасными для пассажиров. Ситуацию прокомментировала и областная власть.
«Заказные» фрахтователи
Перевозчики, работающие в городе под видом «заказных» нарушают законодательство о транспортном обслуживании. Согласно федеральному «Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» для перевозок пассажиров по заказу требуется заключение договора фрахтования, поясняет директор правового департамента администрации губернатора и правительства Архангельской области Игорь Андреечев.
Без этого договора оператор, ведущий регулярные перевозки под видом «заказных», может быть привлечён к административной ответственности: штраф для водителя — пять тысяч рублей, для должностных лиц — 50 тысяч, для юридических лиц — 200 тысяч рублей.
Интересная деталь: оплата проезда «неопределёнными лицами» не допускается, отмечает глава департамента. Взимание платы с пассажиров вопреки запрету влечёт административную ответственность. Штрафы абсолютно идентичны тем что предназначены для «бездоговорников».
Есть и другие нюансы. Например, согласно Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом пассажиры заказного автобуса должны предъявлять фрахтователю документы, подтверждающие право на проезд. Это могут быть удостоверения, экскурсионные путёвки и другое. Если документы фактически не предъявляются, отсутствует список пассажиров, то опять-таки административного штрафа.
Автобусы маршрутов 1У, 8 и 55, разумеется, возят не туристов, а кондукторы в этих автобусах продолжают незаконно взимать плату. Словом, организации, ведущие регулярные перевозки под видом «заказных» должны привлекаться к административной ответственности.
Игорь Андреечев напомнил, что отсутствие карты маршрута у операторов перевозок предусматривает административный штраф в 300 тысяч рублей для юрлиц — собственников предприятий.
Всем — в автодорожный надзор!
Права и законные интересы пассажиров, воспользовавшихся «заказными автобусами» могут нарушаться. В случае причинения вреда жизни и здоровью у граждан могут возникнуть трудности с привлечением перевозчика к ответственности, напоминает Игорь Андреечев.
По его словам, в Архангельской области применяется комплекс мер по выявлению организаций, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа под видом «заказных». Например, в Архангельске прокуратура совместно с ГИБДД проводят проверки документов у водителей автобусов для выявления нелегалов.
Глава правового департамента регионального правительства советует пассажирам нелегального транспорта обращаться в управление государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (его адрес: Архангельск, улица Урицкого, 47, телефон (8182) 293 974).
В свою очередь юристы губернатора и правительства области разрабатывают письменные рекомендации органам местного самоуправления муниципальных образований.
Очевидно, контроль за регулярными перевозками пока ещё не доведён до совершенства.