25 мая на сессии областного Собрания в первом чтении приняты изменения в закон «О реализации государственных полномочий в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления», касающиеся выборов глав муниципальных образований области.
Напомним, необходимость внесения изменений в областное законодательство связано с решением Конституционного суда, постановившего в декабре прошлого года, что сельские поселения вправе сами определять способ избрания глав. В областном законе такой возможности не было предусмотрено — главы муниципальных образований всех уровней, включая сельский, назначались через конкурс.
В феврале областная прокуратура опротестовала статью 1.2 закона «О реализации государственных полномочий в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления», отреагировав тем самым на постановление Конституционного суда. Депутаты протест удовлетворили. Таким образом, в закон необходимо было внести изменения, предусматривающие возможность выбора способа избрания глав сельских поселений.
Города - отдельно, сельские поселения - отдельно
На рассмотрение депутатов областного Собрания было представлено два альтернативных законопроекта. Первый — депутатами ЛДПР Сергеем Пивковым и Ольгой Осициной, второй — правительством области. Первый по не вполне понятным причинам предлагал возможность выбора способа избрания глав муниципальным образованиям всех уровней, хотя это и не предусматривалось постановлением Конституционного суда.
— Наш законопроект полностью выдержан в логике постановления Конституционного суда, — подчеркнул директор правового департамента администрации губернатора и правительства области Игорь Андреечев. — Суд высказался только по сельским и городским поселениям. Полностью подтверждена законность действий региональной власти в определении единственно возможной модели в отношении верхнего уровня местного самоуправления. В данном законопроекте мы не меняем эту единственную возможную модель в Архангельской области в отношении муниципальных районов и городских округов.
По словам Андреечева, Конституционный суд в отдельную группу выделил городские поселения. Это не сельские поселения, не районы и города, но они приближаются по своему значению к ним, потому что также осуществляют ряд публично значимых функций.
— Если сельские поселения с 1 января 2016 года лишились львиной доли своих полномочий, то за городскими поселениями весь объём полномочий сохранен, — отметил Игорь Андреечев. — Эти полномочия должны эффективно реализовываться в интересах населения в совместной работе с региональной и федеральной властью. Этим Конституционный суд и обосновал наличие единственно возможной модели выборов глав для районов и городов.
Законодательный ширпотреб
Законодателем должны быть установлены критерии, которые позволяют приравнять городские поселения к районам и городам, и такие критерии определены законопроектом, предложенным правительством области. Это наделение городских поселений государственными полномочиями и расположение на территории городских поселений органов государственной власти и судов. При подготовке законопроекта был изучен опыт других регионов, где приняты подобные критерии.
— Альтернативный законопроект распространяется на все МО — и на районы, и на города. Отдельные модели выборов глав нецелесообразно внедрять на сельском уровне, — уверен Андреечев.
В депутатском корпусе нашлось немало защитников и противников обоих законопроектов. В частности, депутат Юрий Шаров («Справедливая Россия») назвал проект областного правительства законодательным ширпотребом и призвал голосовать за альтернативную инициативу коллег из ЛДПР. Александр Новиков (фракция КПРФ) предложил создать согласительную комиссию и пригласить к обсуждению глав муниципальных образований.
Все же в результате рейтингового голосования за явным преимуществом победу одержал законопроект областного правительства. Он же и был принят в первом чтении. Игорь Андреечев пообещал ко второму чтению рассмотреть все поправки, которые поступят от депутатов.