Всё больше северян обращаются за помощью юристов в решении проблем с недобросовестными посредниками — автоюристами и аварийными комиссарами (их ещё называют аваркомами), предлагающими свои посреднические услуги непосредственно на месте ДТП.
«Быстро и удобно»
Суть схемы проста: посредник предлагает участнику аварии заключить договор цессии, по которому автовладелец уступает другому человеку своё право требовать и получать деньги за возмещение ущерба по договору ОСАГО.
Взамен посредник предлагает «ускорить» получение страховых средств якобы через личные и деловые связи в страховых компаниях. Также аваркомы иногда позиционируют себя как «помощников» пострадавших водителей от «недобросовестных» страховщиков.
Некоторые автовладельцы из-за сильного стресса и желания поскорее разобраться с возникшей проблемой охотно прибегают к подобного рода услугам и оказываются в хитроумной юридической ловушке.
Всё дело в том, что главной целью недобросовестных аваркомов и автоюристов в таких ситуациях является не помощь пострадавшему в ДТП, а получение существенной личной выгоды.
А в чём же выгода?
Фото PressFotoО том, как работает хитрая уловка, корреспонденту ИА «Регион 29» рассказала руководитель рабочей группы по противодействию страховому мошенничеству в Архангельской области, директор филиала Страхового Дома ВСК Вера Андреева.
— При заключении договора цессии пострадавшая сторона отстраняется от осмотра. Когда водитель подписывает договор цессии, он фактически полностью выходит из процесса. Посредник не допускает его к осмотру машины и общению с экспертами из страховой компании. В итоге автовладелец даже не узнает реальную сумму страховой выплаты — она почти всегда выше той небольшой суммы, которую посредники выдают сразу на месте ДТП или в своем офисе, — рассказывает Вера Андреева.
По словам эксперта, договор цессии позволяет увести дело в суд, по итогам которого недобросовестный представитель водителя постарается заполучить различные штрафные санкции, которые облагаются налогом, в отличие от простого страхового возмещения.
Автовладелец даже не узнает, что от его имени подаётся обращение в суд. Это делается по договору цессии, а деньги аварком получает по доверенности.
Налоги с суммы, полученной в ходе судебного разбирательства (неустойку и штраф), придётся платить уже не представителю пострадавшей стороны, а именно пострадавшему лицу — самому водителю.
Более того, доходы пострадавшего по договору цессии, полученные от цессионария в рамках страховой выплаты ОСАГО, также подлежат обложению налогом. И всё это придётся выплачивать незадачливому автовладельцу.
На что следует обратить внимание? Как обезопасить себя от подобного рода «помощников»?
Заместитель по безопасности директора Северного регионального филиала Страховой компании «Согласие» Валерий Нефёдов рекомендует обязательно установить в машине видеорегистратор, стараться как можно реже нарушать ПДД, а в случае аварии лично обращаться по урегулированию в страховую компанию. Если же вам предлагают подписать какие-либо документы посторонние люди, всё необходимо изучить.
— Важно обращать внимание на дату составления документа, изучить, кто имеет право на получение страховых выплат (возмещения), наличие неустойки от отказа услуг автоюриста, где зачастую указывается до30% от суммы восстановительного ремонта транспортного средства, — отмечает эксперт.
Если водитель уже подписал сомнительный договор или доверенность и заподозрил неладное, то следует как можно быстрее связаться с представителями страховой компании.
Сразу после этого Валерий Нефёдов рекомендует обратиться к автоюристу в письменном виде и сообщить о желании расторгнуть договор, получить свой экземпляр с подписью автоюриста в получении и направить его в страховую.
Ключевые признаки недобросовестного посредника
Фото PressFotoВ первую очередь пострадавших должно насторожить то, что им предлагают решить все вопросы о выплатах прямо на месте ДТП.
Зачастую недобросовестные «помощники» давят на пострадавшего психологически и эмоционально, убеждают в том, что вы вовсе не получите выплаты от страховой компании либо получите их в неполном объёме, хотя ещё даже туда не обращались.
Нередко посредники прибегают к убеждению, доказывая, что страховые компании затянут сроки выплат и будут чинить различные бюрократические проволочки. Важно помнить, что это не соответствует действительности.
— В действительности страховщики не могут затягивать срок урегулирования убытков, установленный Центральным Банком — это грозит штрафами или лишением лицензии. Если клиента не устраивает сумма, которую начислила страховая компания, он всегда может бесплатно обратиться к финансовому уполномоченному. Это независимый орган, и его решения страховые компании обязаны исполнять. Но важно помнить, если водитель подписывает доверенность на представление своих интересов в суде, все штрафы и пени, которые посредник получит через суд, будут облагаться налогом. Об этом водителям почти никогда не говорят. Потом приходит письмо из налоговой - и человек неожиданно получает дополнительный долг. Если же обращаться напрямую в страховую компанию, вся выплата поступит лично автовладельцу и никаких скрытых последствий не будет, — отмечает директор филиала Страхового Дома ВСК Вера Андреева.
Также автовладельцев должны насторожить предложения заключить на месте договор цессии или доверенности. Это особенно важно, потому что доверенность подразумевает право получения денег или открытие банковских счётов посредниками от имени пострадавшего.
Некоторые «псевдопомощники» предлагают заключать кабальные соглашения, по которым автовладелец получает всего 10% от страхового возмещения. То есть вместо получения от страховой компании 100 000 рублей автовладелец в итоге получает 10 000 рублей, остаётся с разбитой машиной и выплачивает налоги за судебные разборки своего «представителя».
Честные посредники тоже существуют, но они не пытаются подсунуть на подпись договор цессии или сомнительные доверенности.
— Добросовестные помощники действительно существуют. Они просто помогают оформить документы о ДТП и подсказывают, как правильно обратиться в страховую компанию. Они не дают на подпись пустые листы, не предлагают оформить доверенность и не выдумывают «связи» в страховых компаниях. Их задача помочь, а не заработать на чужой беде, -дополняет Вера Андреева.
Специалисты страховых компаний отмечают, что лучший способ избежать столь серьёзных проблем — это сделать паузу, тщательно продумать все действия после ДТП, подойти к ситуации без паники и с холодной головой.
информационное
Фото PressFoto