Модератор сессии, заместитель министра экономического развития и промышленности Архангельской области Виктория Пестова рассказала участникам форума об Архангельском транспортном узле, который является важнейшей точкой Трансарктического транспортного коридора.
В частности, она акцентировала внимание на морском порте Архангельск, отметив положительную динамику грузооборота, активное развитие каботажа по Северному морскому пути, а также увеличение контейнерных перевозок, которое произошло благодаря реализации мультимодального проекта «Арктический экспресс № 1», соединяющего Москву и Архангельск с Китаем единой логистикой по СМП и железной дороге.
— Центральным элементом комплексного плана развития Архангельского транспортного узла является строительство глубоководного района морского порта Архангельск, — подчеркнула Виктория Пестова. — К этому проекту мы относимся не просто как к созданию портового терминала. Для нас это катализатор комплексного индустриального, научного и технологического развития региона. Он интегрирует Архангельскую область в новые глобальные экономические цепочки и делает СМП реальной альтернативой традиционным маршрутам мировой торговли.
Именно проект строительства глубоководного района морского порта вызвал наибольший интерес участников сессии. Актуальную информацию о реализации этого проекта сообщил исполнительный директор АО «СПК «Глубоководный порт Архангельск» Евгений Воловик.
— Инвестиционная декларация проекта после внесения необходимых корректировок уже в ближайшее время будет повторно направлена на рассмотрение в Росморречфлот, — отметил Евгений Воловик. — Ожидаем, что в течение двух месяцев получим положительное заключение. Работа продолжается: земельный участок для размещения инфраструктуры определен, сейчас идет процесс перевода земель лесного фонда в земли промышленного назначения.
Отвечая на вопросы участников сессии в части перспектив цифровизации работы глубоководного района, Евгений Воловик подчеркнул, что цифровой двойник должен быть создан уже на стадии проведения грядущих проектно-изыскательских работ.
— Цифровизация позволит подготовить проект более высокого качества, в разы сократит время на оформление документации, повысит производительность труда и увеличит конкурентоспособность будущего глубоководного района Архангельск, — уверен Евгений Воловик.
Для повышения экономической эффективности проекта строительства нового района порта необходима организация замкнутого цикла транспортировки грузов. В частности, требуется создание развитой сети подъездных железнодорожных путей.
Об этом на сессии говорил заместитель начальника Северной железной дороги по строительству Дмитрий Тимофеев. Он детально рассказал о том, как благодаря поддержке государства увеличились объемы экспортных грузов, получило развитие формирование контейнерных поездов и наблюдается рост контейнерных перевозок, в том числе за счет реализации «Арктического экспресса № 1».
— Определяем потенциальный грузопоток на ближайшие годы и по поручению Президента России нацелены на создание Арктического полигона железных дорог, — сообщил Дмитрий Тимофеев.
Об одной из самых важных составляющих любого арктического проекта, инвестициях, на сессии рассказала руководитель направления логистики инвестиционного департамента Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Диана Мигрин. Она сообщила, что активное инвестирование идет в логистику и транспорт — сегодня реализуются 102 проекта.
— Строительство глубоководного района морского порта Архангельск мы рассматриваем в числе приоритетных и намерены вести поиск дополнительных инвесторов, — заключила Диана Мигрин.
Вопросы дальнейшего развития судоходства по Северному морскому пути и внедрения цифровых технологий также стали темами обсуждения на панельной дискуссии форума «Судоходство в Арктике: актуальные вызовы и условия для развития», модератором которой выступила независимый эксперт в сфере транспорта и логистики Софья Каткова.
О вызовах наиболее подробно говорил ведущий специалист отдела оперативного управления флотом штаба морских операций ФГБУ «Главсевморпуть» Никита Боев. По его словам, с учетом таких факторов, как ледовая обстановка и количество имеющегося ледокольного флота, сегодня крайне необходимо организовать грамотное планирование судоходства по СМП.
Для этого уже создана и готовится к вводу в эксплуатацию Единая платформа цифровых сервисов, которая, к примеру, в автоматическом режиме сможет рекомендовать оптимальные маршруты плавания.
Как рассказал Никита Боев, для оперативного отслеживания ледовой обстановки планируется провести в тестовом режиме запуск с борта ледокола беспилотника. Полученные радарные снимки будут переданы на Единую платформу цифровых сервисов.
В свою очередь, заместитель директора Высшей школы информационных технологий и автоматизированных систем САФУ имени М. В. Ломоносова Ксения Шошина поделилась информацией о передовых наработках университета. В их числе — сервис по автоматизированному определению кромки льда, создание во взаимодействии с Архангельским морским торговым портом цифрового сервиса для порта, а также развитие центра беспилотных систем.
По итогам обсуждения участники панельной дискуссии высказали мнение, что в ближайших перспективах вся Арктика может перейти в зону активности беспилотных систем, что соответствует задачам национального проекта «Беспилотные авиационные системы».