Сбой на центральной насосной станции оставил дома Архангельска без воды
Общество
Сообщения о введении платы за проезд по федеральным дорогам шокировали жителей Архангельской области

Сообщения о введении платы за проезд по федеральным дорогам шокировали жителей Архангельской области

Адвокат из Архангельска рассказал о последствиях подобного решения и оценил его перспективы.

Неделю назад в интернете появилось выступление замначальника управления регионального развития и реализации национального проекта федерального дорожного агентства «Росавтодор» Дениса Кирюхина с инициативой сделать проезд на федеральных дорогах России платным. В число этих дорог входит и трасса М-8. Откровение прозвучало на полях форума Kazan Digital Week.

В рамках этих обсуждений план предусматривает уже в ближайшие несколько лет перевести на эту систему грузовой транспорт, а к 2030 году ввести единое контрольное устройство для всех транспортных средств, чтобы учитывать километры, пройденные по федеральным трассам, и рассчитывать размер оплаты.

Новость вызвала широкий общественный резонанс, и мы решили обсудить перспективы принятия подобного решения с адвокатом и правоведом из Архангельска Евгением Митиным. 

На взгляд нашего собеседника, вопрос введения платы за проезд на федеральных трассах является не столько юридическим, сколько экономическим и даже политическим.

— С точки зрения права в текущем моменте существует ч. 1 ст. 37 ФЗ от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой решение об использовании автомобильной дороги (её участка) на платной основе может быть принято при условии обеспечения возможности альтернативного бесплатного проезда транспортных средств по автомобильной дороге общего пользования. Но законы, как мы знаем, иногда могут изменяться, причём очень быстро.А существующая система «Платон» для грузового автотранспорта фактически уже протестировала эту возможность для внедрения её и в сферу легкового, — рассказывает Евгений Митин. 

Как у правоведа, у Евгения подобная инициатива вызывает ряд вопросов. Прежде всего, как это соотносится со свободой передвижения, закреплённой в Конституции? Ответ: почти никак. 

— Свобода передвижения, — продолжает рассказ Евгений Митин, — это возможность беспрепятственно перемещаться, постоянно или временно, по территории всей страны без избыточных административных барьеров, прежде всего, без специального административного разрешения на выезд или въезд. И то здесь есть исключения. Например, нельзя просто так взять и въехать на территорию ЗАТО или другого режимного населённого пункта. Наличие у конкретного лица финансовой возможности или желания нести затраты на такое перемещение — сугубо его личная проблема. 

Как отмечает адвокат, все мы платим за свою перевозку в автобусах и такси, поездах и электричках, паромах и теплоходах, самолётах, и ни у кого это вопросов не вызывает. Поэтому введение платы за проезд по дорогам само по себе эту свободу не нарушает. В данном контексте нарушение может возникнуть в том случае, если размер платы не будет иметь под собой разумного экономического обоснования, а его величина будет настолько большой, что фактически не позволит значительному количеству граждан совершать привычные поездки, в том числе, на дальние расстояния.

Второй вопрос правоведа — зачем устанавливать такую плату, если есть транспортный налог и акциз на бензин? Ответ: это не совпадающие поборы. 

— Транспортный налог уплачивают владельцы транспортных средств за сам факт владения транспортным средством, безотносительно к тому, пользуются они им или нет, и насколько интенсивно. Акциз на бензин уплачивается в составе цены на него за конкретный его объём. Разумеется, логично предположить, что чем больше приобретается бензина, тем интенсивнее транспортное средство используется, но в данном случае нет его привязки к конкретным дорогам. А мы понимаем, что чем интенсивнее используется конкретная дорога, тем выше её износ и тем быстрее он наступает, и, соответственно, тем больше средств требуется на её поддержание и ремонт. Логика есть, — отмечает адвокат.

Дальнейшие вопросы, как отмечает Евгений Митин, от юриспруденции уже далеки и лично у него возникают уже больше, как у исконного жителя города и региона. 

— Я не экономист и тем более не дорожный строитель, но даже я, при всей своей отдалённости от этих специальностей, понимаю, что в сжатые сроки построить трассу-дублёр той же М-8 со всей технической и бюрократической структурой нереально, и у меня вызывает сильное беспокойство и даже волнение то, что федеральные власти решат пойти по пути изменения закона в виде отмены обязательной бесплатной альтернативы, — высказывает опасения Евгений Митин

По словам собеседника, в этом случае все ввозимые по платной трассе товары автоматически подорожают. Кроме того, это отрицательно скажется на туристском потоке и на инвестиционном климате. И, разумеется, обязательно возникнет группа граждан, для которых такая плата станет труднопреодолимым барьером вне зависимости от цели поездки (развлечение, отдых, родственный визит, учёба, лечение), которая пока никак не учитывается.

— Поэтому лично я к этой идее отношусь пока скорее отрицательно, но не потому, что она предполагает новые финансовые затраты, а потому, что она, на мой взгляд, пока мало продумана и не предусматривает каких-то компенсаторных механизмов, например, в виде снижения ставок того же транспортного налога или акциза на бензин. Хотя нельзя не отметить, что она не нова, и в ряде зарубежных стран продуманно применяется без ущерба общему уровню жизни граждан и их экономическому благополучию и благосостоянию, — заключил правовед.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.