Сессия, посвящённая историческим и современным аспектам освоения Севера, собрала представителей арктических регионов, госкорпорации «Росатом», научного сообщества и международных партнёров. Обсуждались вопросы развития ледокольного флота, транспортной инфраструктуры, использования природных ресурсов и перспектив Северного морского пути (СМП).
Одним из ключевых спикеров сессии стал Александр Цыбульский. В своём выступлении губернатор подчеркнул историческую роль Архангельской области в освоении Арктики, отметив значимость региона как центра российского арктического судоходства с XV века. Он также привёл статистику, демонстрирующую возрождение транспортной активности: в 2024 году морские перевозки через архангельский порт выросли в 1,3 раза, а экспортно-импортные грузы — почти втрое по сравнению с предыдущими двумя годами.
Особое внимание губернатор уделил проекту «Арктический экспресс №1», реализуемому совместно с Российским экспортным центром и китайской компанией NewNew Shipping Line. Контейнерные перевозки по данному маршруту выросли почти в 30 раз по сравнению с 2017 годом, что подтверждает высокий потенциал СМП как альтернативного логистического коридора.
— Эти цифры показывают: мы не просто обсуждаем Арктику, мы последовательно реализуем конкретные инициативы, которые придают новый импульс арктической экономике, — отметил глава региона.
Глава Архангельской области заявил о необходимости системного подхода к развитию Арктики, который предусматривает интеграцию межотраслевых инициатив в единую модель. По его словам, только такой подход позволит точно определить приоритеты и объёмы государственной поддержки, прежде всего — для развития портовой и подводящей транспортной инфраструктуры.
— Сегодня нам необходимо выстроить финансово-экономическую модель, чтобы понимать, какие меры поддержки требуются, какие объёмы инвестиций необходимы, и где нужно действовать в первую очередь. Без этого невозможно развитие ни СМП, ни минерально-сырьевой базы, ни новых производств в Арктике, — подчеркнул губернатор.
Он также предложил запуск лизинговых программ для обновления портового оборудования и строительство портов нового технологического уклада, ссылаясь на успешный зарубежный опыт.
Вместе с тем Александр Цыбульский напомнил и о ключевом инфраструктурном проекте региона — строительстве нового глубоководного района морского порта Архангельск. По его словам, проект уже получил поддержку «Росатома», компании «Евросиб» и вызвал интерес со стороны иностранных инвесторов, включая китайскую NewNew Shipping Line.
— Мы уверенно смотрим в будущее. Архангельская область способна внести значительный вклад в достижение стратегической цели — перевалки 100 миллионов тонн грузов по СМП ежегодно, — заключил губернатор.
Сессия на ПМЭФ подтвердила, что развитие Арктики требует не только политической воли и стратегического планирования, но и тесного международного партнёрства, межрегиональной кооперации и экономической прагматики.