Согласно открытым источникам, более 80 миллионов пластинок было продано в мире за 2024 год. Общемировые продажи винила выросли на 25% по сравнению с 2023 годом. В новом 2025 году рынок винила оценивается уже в 1,5 миллиарда долларов и продолжает расти. К концу года отдельные эксперты прогнозируют новые рекорды по продажам.
По подсчётам РИА Новости, Россия не выбивается из общемирового тренда. Интерес к виниловым пластинкам и проигрывателям для них увеличивается и в нашей стране. Только за 2024 год на одних маркетплейсах рост продаж составил более 88%, до 40,5 тысячи пластинок. Для сравнения: в 2023 году на двух крупнейших отечественных онлайн-маркетах было продано лишь 21,553 тыс. штук. Рост продаж за год составил 88,3%, а общая выручка составила 161,6 миллионов рублей.
Архангельск никогда не отставал от моды. Не стал исключением и всемирный виниловый бум. Не последнюю роль в этом процессе играет молодёжь, которая, имея цифровые площадки, стриминги и онлайн-сервисы, не перестаёт интересоваться музыкальными дисками из винилацетата.
В кафе и ресторанах города проходят тематические встречи, на которых молодые люди обмениваются любимыми хитами и слушают музыку на виниловых проигрывателях. Популярным остаётся и формат встреч в библиотеках, где подрастающее поколение обсуждает с видными коллекционерами историю знаменитых коллективов прошлого. В модных магазинах центра Архангельска и на различных ярмарках также можно найти стойки и коробки с пластинками на любой музыкальный вкус.
О необычном явлении мы поговорили с Алексеем Комаровым. Многие годы он занимается коллекционирование, сбором, обменом и продажей винила, аудиокассет и СD-дисков.

— Алексей, добрый день. Расскажите, как вы начинали свой путь в мире виниловой музыки?
— Музыка меня заинтересовала классе в пятом. Это был примерно 1985 год. В тот момент не было других носителей кроме пластинок. Была фирма грамзаписи «Мелодия», которая являлась монополистом на отечественном рынке винила, а весь музыкальный материал публиковался именно на пластинках.
Параллельно существовали аудиокассеты и катушечные магнитофоны, но они использовались, как правило, для личных целей. Были и кассеты с музыкальными записями, но они стоили значительно дороже пластинок, которые в целом тогда были доступнее, да и выбор у них был больше. Ассортимент тогда был очень слабый.
— А вы помните свою первую пластинку?
— Моя первая пластинка, которую я купил сам — группа «Чёрный кофе», альбом «Переступи порог». Три часа стоял в очереди в наш универмаг. В то время даже бывало, что люди неделю стояли в очереди за «Модерн Токингом» в 1986 году!
— В чём заключалась причина упадка рынка виниловых пластинок? И в чём причина возрождающегося интереса к пластинкам?
— Когда-то компакт диски убили винил. Сейчас все уже пресытились дисками. Цифровая музыка теперь есть в телефоне. Музыкальные интернет-стриминги убили CD-диски. Но в итоге звук стал настолько плоским и скучным, что люди опять потянулись к качеству. Поэтому винил снова стал популярен. Молодежь сегодня интересуется даже кассетами, хотя пластинки всё же намного популярнее.
— Какие исполнители и издания на виниле пользуются наибольшей популярностью?
— Всегда пользуется популярностью классика: «Пинк Флойд», «Лед Зеппелин», «Битлз», «Квин», «Депеш мод». Всё, что покупала молодёжь в 60-е, 70-е и 80-е года. Есть группы, которые будут популярны всегда: «Кино», «ДДТ», «Алиса» и «Король и шут». Классический рок, классический поп. Тут ничего удивительного.
Пользуются популярностью сборники фирмы «Мелодия» «Архив популярной музыки»: группа «Роллинг Стоунз», «Лед Зеппелин», «Дип Пёрпл», «Криденс» и другие популярные исполнители начала второй половины ХХ века. Во-первых, сами сборники не плохие, а во-вторых — цена. Конечно, молодёжь выберет подешевле.
Молодые люди редко понимают разницу между импортным, оригинальным изданием и тем, что выпускала фирма «Мелодия». Импортные пластинки, как правило, звучат поинтереснее, но и цена отличается в разы. Имея дешёвую аппаратуру, этого не понять. А у молодёжи сейчас преимущественно именно дешёвая китайская аппаратура начального уровня.

— Правда ли, что пластинки фирмы «Мелодия» портят проигрыватели и ломают иголки?
— Нет, конечно не портят. Разве что на них звук похуже, чем на импортных изданиях винила.
Но были и исключения, например, записи 70-х годов отечественных исполнителей на «Мелодии» — это что-то! У меня есть саундтрек композитора Андрея Петрова к «Служебному роману». Звучит так, что по качеству звука переигрывает многие импортные пластинки!
В СССР было много разных ВИА (вокально-инструментальных ансамблей). Активно писались и саундтреки к фильмам. Все они отлично играют на «Мелодии». Оборудование-то у нас не хуже было, чем на Западе. Самый главный минус «Мелодии» — они были монополистами. Не было конкуренции. А конкуренция — двигатель прогресса и качества.
— Отличается ли звучание современной цифровой музыки, новых и старых пластинок?
— Раньше записи переносили на пластинки с профессиональных многоканальных катушечных магнитофонов. Звук был настоящий, аналоговый. Даже на аудиокассетах, которые заметно уступают винилу по характеристикам воспроизведения, звук после записи получается более мягкий и естественный, как ни странно, чем у цифрового носителя.
Цифра, конечно, даёт чистый звук, но он немного плоский, холодный, без прикрас и эмоций. Когда люди описывают звук винила, то описывают его как — тёплый. Основное отличие в этом.
Что касается новодельных пластинок и альбомов, которые издаются и переиздаются сегодня, то все они записываются с цифры. Их звук приближен к звуку компакт-дисков. Поэтому если есть возможность посмотреть культовый альбом тех же «Пинк Флойд», то лучше искать издание 70-х годов либо переиздание 80-х, когда ещё использовались аналоговые технологии. Гораздо лучше поискать оригинальное звучание, чем переплатить в три-четыре раза за звучание, как с CD-диска.
— Современные проигрыватели хуже старых?
— Конечно, хуже. Пик по качеству виниловых проигрывателей пришёлся на конец 70-х — середину 80-х годов ХХ века. В те времена на рынке виниловых проигрывателей существовала серьёзная конкуренция и производители старались делать качественные товары. Я думаю, что сегодня лучше купить за 50-100 тысяч хороший японский аппарат середины 80-х, чем за те же деньги купить что-то современное. Старый фирменный аппарат будет звучать намного интереснее.
Разумеется, есть и хорошие современные проигрыватели, которые не уступят моделям прошлого по качеству, но их цена будет на порядок выше. Людям, которые хотят купить виниловый проигрыватель, хочется порекомендовать подкопить немного денег и вместо недорогого китайского проигрывателя купить хорошую вещь от известного производителя.

Пример OBI накладок на японских изданиях
— Что увеличивает ценность пластинки?
— Пластинки с маленьким тиражом сейчас стоят дороже. Первые издания редких альбомов и популярных альбомов тоже имеют высокую ценность.
Пластинки весьма подвержены механическим повреждениям. Их можно сломать, погнуть, нагреть или поцарапать. С ними нужно очень бережно обращаться. Соответственно, найти оригинальные альбомы 70-х годов очень сложно, потому что большинство из них, скорее всего, испорчено, а те из них, что остались в хорошем состоянии, стоят серьёзные деньги.
Ценятся и неизвестные группы, группы, которые в дальнейшем стали очень популярными, но изначально выпускаемые малоизвестными лейблами. Все они сейчас могут стоить бешеных денег, потому что были выпущены ограниченным тиражом. Переиздание сегодня, допустим, может стоить тысячи три, а оригинал — тысяч двадцать-тридцать.
Конверт также влияет на стоимость. Если он убитый, а пластинка в хорошем состоянии, то комплект не будет стоить больших денег. Конверт — это неотъемлемая часть пластинки. Продать пластинку без оригинального конверта практически невозможно. Это же касается и вкладышей, наклеек и буклетов.
В настоящее время в интернете существуют такие услуги, как печать копий конвертов для пластинок 70-х и 80-х годов. Некоторые коллекционеры делают в типографиях оригинальные вкладки, другие печатают так называемые OBI — накладки, используемые на японских пластинках. OBI накладка выглядит как бумажный поясок вокруг конверта CD-диска или пластинки (прим.ред. — OBI дублирует на японском языке всю иноязычную информацию. У некоторых коллекционеров OBI может цениться даже выше, чем пластинка).

— Как обстоят дела с виниловыми пластинками исполнителей из Архангельской области? Что бы вы могли посоветовать послушать на виниле из прошлого и настоящего?
— Некоторые местные группы выпускают альбомы на виниле и сегодня, например, группа «E-SEX-T». Относительно недавно вышел виниловый сборник «Поморская тоска», на которой можно найти композиции таких местных исполнителей как «ЭЛЕКТРОЦОЙ», «Кафе Ван Гог», «Якорь», «Провинциальные меха», «Дом Сутягина» и другие. Хотя чаще группы сейчас издают кассеты — это гораздо проще. Выпускали свои кассеты и винилы группы «MOON FAR AWAY» и «SIX DEAD BULGARIANS». Также среди знаменитых группа «Облачный край», группа «Архангельск» Владимира Резицкого и Наталья Платицина и группа «07».
— Сохранится ли, на ваш взгляд, текущая тенденция с популярностью винила или это временная мода?
— Пока наблюдается всплеск, но всё ведь по спирали развивается. Мода набирает популярность, а потом затухает, потом вновь появляется. Всё циклично.