Спектакль «Груманланы» режиссёра Ивана Чигасова — это не просто кукольная постановка, а настоящая жизнь, в которой звук, свет, движения и слово сливаются воедино.
«Груманланы» повествуют о героическом освоении Севера нашими предками. Постановка показывает события без лишнего пафоса и выдуманных моментов, а внимание к деталям подчёркивает глубокое уважение к людям, которые шли на подобные путешествия ради освоения чего-то нового, того, что могло бы помочь их потомкам.
Центральным символом театральной постановки стало время. Его течение показано с помощью вращающегося круга сцены, символизирующего движущуюся Землю. Интересно наблюдать за тем, как герои за чуть больше чем час смогли показать шесть лет жизни. В конце один из них спрашивает, сколько же времени прошло. Когда ему отвечают, что прошло 6 лет и 3 месяца, то тот удивляется. Этот момент очень ярко показывает то, как же скоротечна наша жизнь.
Режиссёру Ивану Чигасову удалось довольно подробно раскрыть каждого героя истории. По очереди поморы рассказывали о том, как и почему пришли в промысел. Эти маленькие истории о каждом из них смогли показать зрителю, насколько люди разные, но, оказавшись в одной лодке, а точнее, на одной земле суровой Арктики, они все становятся равны.
Стоит отметить декорации театральной постановки, которые безупречно передают атмосферу места и времени, куда попадают поморы, а вместе с ними переносят туда и зрителей.
Фото из сообщества Архангельского театра куколВ качестве кукол животных в спектакле выступают специальные посохи, которые венчают большие головы медведя, тюленя и моржа. Их использование отлично показывает то, как человек уязвим и всегда находится во власти природы.
Большое внимание в постановке уделено музыке. Гусли, варган и ханк звучали так, как будто вели прямой диалог с прошлым и смогли пропитать атмосферу в зале дыханием Арктики. Музыка звучала на протяжении всего спектакля и менялась в зависимости от сюжета, всё глубже передавая эмоции героев. На сцене царил полумрак, который также символизировал суровость и непреклонность Крайнего Севера.
Игра актёров спектакля выделяется своей выразительностью. Их пластика притягивает взгляд, а плавные движения радуют глаз. Безусловно, это большой труд, чтобы добиться таких движений и показать зрителю настоящую композицию на сцене. Костюмы актёров тоже хорошо проработаны. Их свитера с нитками символизируют путь на Шпицберген. Промысел мезенских поморов не изменился, а вот техника выполнения поменялась. У людей может что-то меняться, а вот Арктика остаётся такой же непредсказуемой, жестокой, но манящей.
Фото из сообщества Архангельского театра кукол«Жить — то работа, и неважно: жарко тебе или зябко». Эти слова раскрывают суть жизни помора. Всё бытие ты должен работать, работать и ещё раз работать. В этом заключается народная мудрость каждого северянина. Именно благодаря такому уроку стойкости поморы смогли слагать легенды о своих историях выживания. Не важно, какой у тебя промысел, ведь главное — это то, что ты трудишься.
Фото из сообщества Архангельского театра кукол
Нельзя не отметить и исполнительницу роли сказительницы Елену Антушеву. Елена почти всё время находилась на сцене и ни разу не вышла из своего образа. Завершается спектакль интересной фразой главной героини-рассказчика: «Пыль пылью, а быль — былью». Эта прекрасная поморская поговорка подвела черту в конце истории о том, что это всё истина. Пыль — это что-то мимолётное, а вот быль оставляется после себя опыт. Можно говорить что угодно, но правда всегда одна, и она не зависит от чужих мнений.
информационное
Фото из сообщества Архангельского театра кукол
Фото из сообщества Архангельского театра кукол
Фото из сообщества Архангельского театра кукол
Фото из сообщества Архангельского театра кукол