28 января в Архангельском театре драмы состоялась премьера постановки «Витя+Рыба». История режиссёра Анны Морозовой рассказывает об эпохе поколения дворников и сторожей в формате динамичного и яркого квартирника.
В центре повествования мальчик Витя — собирательный образ начинающего музыканта времен советского застоя и перестройки, которому суждено стать символом эпохи, а пока просто мечтательного, искреннего и дружелюбного парня, внезапно нашедшего музыку внутри самого себя и мире вокруг. Благодаря поддержке товарищей и близких Витя начинает сочинять свои первые хиты и создаёт неповторимый авторский стиль, который станет гимном времени.
Для молодых зрителей, незнакомых с эпохой 70-80-х годов, спектакль проводит подробный экскурс во времена, где музыку играли за еду и идею, а не денег и славы ради. Спектакль рассказывает юному поколению, что такое «литование» текстов, почему рокеры шли работать кочегарами и грузчиками, а также как нелёгок путь современных музыкантов. Да, не лёгок! Ведь чтобы заработать на простую порцию лапши быстрого приготовления, придётся сперва набрать десятки тысяч прослушиваний на стримингах, а чтобы записать небольшой альбом нужно сперва раскошелиться на качественную звукозапись и сведение треков. Пускай молодёжь знает, что не так-то проста дорога к вершинам хит-парадов, всенародной любви и славе! Хотя в центре «Вити» всё равно остаются музыканты прошлого и их проблемы.
Артисты театра Артур Чемакин, Константин Мокров, Николай Варенцов и Екатерина Калинина на целый час заряжают небольшой зал уютной атмосферой камерного домашнего праздника, в котором обязательно находится место для маленьких шалостей и хулиганства вроде громкого распевания песен хором под гитару и кражи государственного флага (пусть и советского, но с обязательным возвратом!). Спектакль напоминает упаковку цветных конфет-хлопушек из детства. Вкусно, трескуче и ярко, но мало. В конце хочется купить ещё одну пачку шипучек.
Драматург постановки Дмитрий Тарасов рассказал, почему было решено поставить спектакль, где основными мотивами стали темы дружбы, музыки, преодоления себя и своего внутреннего критика.
— «Витя+Рыба» базируется на пяти книгах, а также на воспоминаниях современников той эпохи, на различных интервью. Нам было интересно сделать историю «12+» для детей и про детей. Вопрос дружбы для меня всегда стоит на первом месте. Также любопытно, что и у меня, и у Ани (прим.ред. — режиссера постановки Анны Морозовой) есть свои музыкальные группы. Поэтому мы точно знаем, что такое дружба и музыка, — поделился драматург.
Постановка содержит колоссальное количество отсылок к творчеству разных рок-коллективов и музыкантов конца ХХ века. Хотя следует отметить, что это полностью вымышленная история, а не биографический спектакль о реальных людях. Сюжет, разумеется, никакого отношения к реальности не имеет, и все совпадения совершенно случайны.
И всё-таки было невозможно не спросить драматурга об элементе ностальгии, которая внезапно стала популярна не только среди взрослых, переживших ту эпоху, но и среди молодёжи, незнакомой «вживую» с легендарными исполнителями и коллективами ХХ века. Из последнего на ум сразу же приходят сериалы про коллективы «Король и шут» и группу «Комбинация». Откуда-то из глубин подсознания поколений вновь всплывают мода и стиль 60-х, 70-х, 80-х и 90-х. Видимо, для современного поколения это тоже очень важно и интересно. Спросили у драматурга, с чем это, на его взгляд, может быть связано.
— Ностальгия — это то, что знаешь, то, что может тебя окунуть в приятное. Может, когда страшно смотреть вперед, все оглядываются назад? Мы снова начали жить во вторичном мире, где многое завязано на повторах. Раньше подобное уже наблюдалось, например, в музыке, — отметил Дмитрий Тарасов.
Исполнитель главной роли Вити в спектакле Артур Чемакин после выступления сфотографировался с юными зрителями, учениками школы, где когда-то учился сам. Дети были в полном восторге от спектакля. Было видно, что им очень близка тема постановки, а значит, она вышла удачной, ведь дети — самые требовательные критики.
В ходе беседы оказалось, что Артур — самоучка. Актёр учился играть на гитаре, чтобы исполнить музыкальные хиты театрального квартирника. В этом его путь совпадает с историей главного героя спектакля. Возможно, убедительность всей постановки начинается именно с этой детали.
— Мне нравится эта роль. Она очень крутая. Чтобы в неё вжиться, я смотрел записи концертов того времени. Некоторую сложность вызвало переключение, ведь я ещё и как рассказчик истории выступаю. Поначалу было нелегко найти это разграничение, но в итоге получилось. Самым сложным была общая усталость с новогодней кампании. Я ещё не успел выдохнуть, но в целом всё прошло отлично, и было приятно работать. Мне кажется, я взял от главного героя истории его внутреннюю смелость, желание, его внутренний двигатель, то, что нельзя ничего бояться, а нужно делать, — поделился Артур Чемакин.
Напомним, что в новогодние праздники Артур Чемакин также исполнил главную роль в постановке Архангельского театра драмы — «Непоседливый мистер Жабс» по мотивам сказочной повести «Ветер в ивах» шотландского писателя Кеннета Грэма.