В минувшую пятницу, 20 декабря, в Архангельском театре драмы показали новую постановку режиссёра Михаила Кузьмина «Непоседливый мистер Жабс». Спектакль поставлен по мотивам сказочной повести «Ветер в ивах» шотландского писателя Кеннета Грэма. Произведение было впервые издано в Англии в 1908 году и почти сразу же принесло автору известность. В разные годы повесть ставили театры России и мира, теперь очередь дошла и до архангельской сцены.
Фото Романа ФилковскогоИграли постановку в камерном зале.
Сразу же бросились в глаза минималистичные декорации из картона и гофры, создающие иллюзию маленького воображаемого мира детства, некой коробки с игрушками, в которую переносится вместе со зрителями читающая книгу «Ветер в ивах» артистка Мария Беднарчик. Лодка, сделанная из банки сардин, и деревянные катушки с нитками сразу же уточняют масштаб мира спектакля. Это маленький мир, где живут и дружат мистер Крот (роль исполняет Николай Варенцов), мистер Крыс (исполняет Константин Мокров) и мистер Барсук (играет Александр Субботин). Костюмы всех трёх героев выполнены в стилистике викторианской Англии конца XIX — начала ХХ века, Барсук — типичный брутальный шотландец с бакенбардами, Крот и Крыс вовсе выглядят как конандойловские Шерлок Холмс и доктор Ватсон из советской экранизации Игоря Масленникова.
Фото Романа ФилковскогоМногочисленные отсылки к массовой культуре стали одной из «фишек» в постановке Михаила Кузьмина. «Мистер Жабс» Архангельского театра драмы напоминает по своей структуре роуд-муви, динамичное кино про путешествие.
Это история про бесконечно ускоряющийся вокруг нас мир, в котором слишком часто скоротечная мода, личные амбиции и эгоизм не дают сосредоточиться на самом важном — на близких людях, уюте, благополучии и счастье отдельно взятого человека. Это добрая история о том, как принимать недостатки дорогих сердцу людей, уметь прощать и оказывать выручку в трудную минуту.
Чтобы постановка не показалась зрителям затянутой, нудной и слишком нравоучительной, режиссёр сдобрил её обильным соусом из гэгов, мемов, отсылок и просто милых деталей. Какие-то из этих вещей могут быть понятны полностью лишь взрослому зрителю, как, например, короткая сцена из кинофильма «Касабланка», заглавные темы из «Крёстного отца» и «Полицейской академии». В какой-то момент просмотра кажется, что взрослые на показе смеялись даже больше, чем дети. Но общая реакция зала была благодушная. Маленькие гости тоже приняли «Мистера Жабса» с теплотой. Важную роль в этом сыграла центральная фигура истории — трикстер, разгильдяй и транжира дворянского происхождения Мистер Жабс в исполнении Артура Чемакина.
Фото Романа ФилковскогоОдетый в стиле Стэнли Ипкисса из известной кинокомедии «Маска» с Джимом Керри в главной роли, Жабс изначально показан зрителю с самых неприглядных сторон. Это тот типаж человека, который «видит цель, не видит препятствий», разрушающий чужие жизни и быт ради собственных амбиций, сиюминутных дорогих хотелок. И всё же к середине постановки мистер Жабс раскрывается как жертва обстоятельств. Захваченный головокружительным развитием технологий и цивилизации, индустриальной и промышленной революции начала ХХ века, он влюбляется в автомобили, буквально становится от них зависимым.
Лишь благодаря поддержке друзей, не бросивших его, Жабс раскрывается зрителям с иной стороны и оказывается добродушным, сообразительным, отважным и талантливым героем, а все его отрицательные черты, раскрытые в начале постановки, в конце выглядят безобидными и вызывают у зрителей лишь смех. Артур Чемакин идеально вписался в образ колоритного и противоречивого денди-боя. Это буквально тот «порох» спектакля, от которого до последнего не знаешь, чего ожидать.
Фото Романа ФилковскогоОтдельно стоит выделить ещё одну роль Марии Беднарчик — в спектакле она сыграла целый ряд персонажей, но запоминается роль злодеев-хорьков — архетипичных гангстеров, знакомых нам из фильмов 30-х и 40-х годов в шляпе и тренч-пальто. Мария сыграла, озвучив разными голосами сразу целую банду почти из десятка кукольных персонажей.
Театр кукол в Архангельске успешно вышел за рамки одноимённого городского учреждения и глубоко проник на сцены Молодёжного и Архдрамы. Буквально недавно мы видели на сцене особняка на Логинова постановку «Хроника «Маскарада», где одним из ключевых элементов сценографии стал сгоревший кинотеатр, обставленный в формате театра кукол. Тогда куклы помогли лучше передать внутренние противоречия главного героя, переживающего масштабный флешбек — повтор уже случившихся событий. В театре драмы элементы кукольного театра позволили гениально высмеять целую банду злобных тушканчиков-гангстеров при помощи единственного пальто, изменений голоса и искусства мгновенного перевоплощения, которым Мария Беднарчик владеет в совершенстве.
Фото Романа ФилковскогоПо итогу у театра драмы получилось выпустить остросюжетную, жизнеутверждающую и яркую комедию для детей и взрослых. Её камерный размер, относительная техническая простота и глубина затронутых тем практически гарантируют долгую жизнь для постановки в будущем, а яркие костюмы и чудесная актёрская игра делают его «реиграбельным» спектаклем, на который захочется прийти ещё не один раз.
информационное
Фото Романа Филковского
Фото Романа Филковского
Фото Романа Филковского
Фото Романа Филковского
Фото Романа Филковского