В 2023 году в Архангельской области был отмечен существенный прирост обслуженных региональными судоремонтными предприятиями судов и в 2024 году эта динамика сохранилась. По данным регионального правительства, прирост в прошлом году составил порядка 3%. Было отремонтировано порядка 350 самоходных судов и барж. Следствием этого стал рост выручки предприятий, который за последние 4 года увеличился почти в два раза.
Судоремонтники Поморья трудились и над увеличением транспортной доступности островных территорий Архангельска и Онеги. На заводе «Красная Кузница» в Архангельске в завершающей стадии находится строительство «Онеги» и «Сольвычегодска».
Сдача этих двух пассажирских судов запланирована к середине 2025 года, а к концу года будут сданы еще два — «Кенозерье» и «Каргополь».
Все они будут обслуживать водные межмуниципальные маршруты. «Онега» пассажировместимостью 65 мест будет осуществлять навигацию в одноименном городе Поморья. «Сольвычегодск», «Кенозерье» и «Каргополь» будут работать на водных маршрутах в Архангельске — каждое из этих судов рассчитано на 100 человек.
— В своё время мы подумали, что надо обеспечить нашу региональную транспортную службу судами усиленного ледового класса, и заказали проект таких судов. Когда он был готов, думали, где разместить заказ. Ездили к нашим коллегам в Татарстан, смотрели их возможности, но потом, прикинув, подумали — зачем кому-то отдавать заказ, когда у нас есть свои мощности. Нас поддержал вице-премьер Правительства РФ Денис Валентинович Мантуров, мы получили льготный лизинг и отдали этот заказ на «Красную Кузницу», — рассказал губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.
По словам губернатора, строительство судов началось с задержкой почти в год, поскольку, как и большинство гражданских судов, они были спроектированы с большим количеством иностранных комплектующих, которые оказались недоступными в связи с введением западных санкций.
— Пришлось потратить почти 8 месяцев на перепроектирование. Сегодня это, пусть не на все 100%, но точно в большинстве своем импортозамещенное судно с российскими комплектующими. И для нас это очень серьезное наращивание компетенций. Суда, которые мы в июле спустили на воду, действительно получились очень удачные. Проведем ходовые испытания, посмотрим с точки зрения экономики, и я считаю, что этот проект может тиражироваться, — добавил губернатор.
Суда, которые строят в Архангельске на заводе «Красная Кузница», соответствуют всем требованиям безопасности, спроектированы с учетом климатических особенностей региона. Они полностью адаптированы к условиям ледохода и ледостава, благодаря чему навигация будет длиться дольше, что, в свою очередь, положительно повлияет на качество жизни людей, проживающих прежде всего на островных территориях.
— У нас есть две проблемы: одна — это большое количество островных территорий, на которых проживает много людей, а вторая — это то, что достаточно продолжительное время они остаются отрезанными от Большой земли. Это и социальная проблема, и экономическая. Со строительством этих четырех судов проблемы решатся, поскольку они могут ходить по начальному льду до момента, пока встанут ледовые переправы, и комфортно доставлять людей, — сообщил Александр Цыбульский.