Газеты «девяностых» и «нулевых» годов легко могут поразить наших современников своей прямотой подачи материала, широтой и остротой затрагиваемых тем. Сегодня всё это выглядит как-то немыслимо, но давайте окунёмся в атмосферу середины «лихих» 90-х и посмотрим, о чём рассказывала «Правда Севера» 31 декабря 1994 и в начале января 1995 года.
Главная тема последнего выпуска 1994 года — война в Чечне.
— В новогоднюю ночь мы вынуждены вспоминать вместе с праздничными фронтовые тосты, — начинает свой материал тогда ещё будущий, а сегодня уже бывший редактор «Правды Севера» Иван Бенца. — Когда в хрустальный звон бокалов вплетаются автоматные очереди, рождаются необычайные тосты. «Наши военные формирования поработали неплохо», — твердо отчеканил наш президент, давая оценку кровавым событиям в Чечне. Его недавнее обращение к народу — как мимолетное видение в новогоднюю ночь. Проснувшись, мучительно вспоминаешь это было во сне или наяву?
Первая чеченская война, «Операция по восстановлению конституционного порядка в Чечне 1994–1996 годов» или официально с 2002 года, Вооружённый конфликт в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации омрачила и без того тяжёлые кризисные будни граждан России 11 декабря 1994 года. 31 декабря 1994 года стало чёрной страницей в истории нашей страны. Именно в этот день начался штурм Грозного.
И всё-таки газета пишет о единении северян перед лицом общих проблем. На контрасте выделяется забавная история Леонида Файвушкина, ставшего незапланированным Дедом Морозом по редакционному заданию и подарившего малышне города подарки.
— В домашних визитах самое трудное — заставить поверить, что вы не бандит. В мыслях я уже красочно представлял, как меня спускают с лестницы, — пишет корреспондент «Правды Севера».
Но никто никуда не спустил Деда Мороза, а даже наоборот! Дети приняли старика с пониманием: сами заводили с ним разговоры, играли и дёргали за бороду. В какой-то момент Дед Мороз даже помог вытолкать застрявшую в снегу машину — прохожие были в шоке. Пара поддатых мужичков хотели что-нибудь у дедушки купить, но в итоге просто позвали его, обнявшись, вместе гулять по Троицкому в ближайшую наливайку, чтобы выпить с Дедом Морозом за счастье в Новом году.
Бросается в глаза и замечательное фото Владимира Зыкина: смеющийся парень верхом на миловидном поросёнке, слепленном из снега. Подпись: «И покататься на свинье!».
— У областного театра драмы установлена, пожалуй, самая высокая ёлка в Архангельске. Засмотревшись на верхушку можно и шапку потерять. Лесная красавица и снежный городок около неё привораживают и детей, и взрослых. Сейчас в каникулы, сквер кишит ребятнёй. Ну где ещё, скажите, можно оседлать симпатичного поросёнка? , — иронизирует «Правда Севера».
Отличной новостью можно назвать то, что в уходящем 1994 году впервые за пять лет не было отмечено снижения рождаемости: на каждую тысячу северян родилось по десять малышей.
— Это, конечно, не 26 новорожденных на тысячу северян, как в благополучные шестидесятые годы, но всё же, — отмечает газета.
Война и перманентный кризис девяностых сделают своё дело, и к 1997–1999 годам Россия окончательно опустится на самое дно демографической ямы. К началу нулевых ситуация стабилизируется, но как отметила обозреватель «Правды Севера» именно дети второй половины «девяностых» первыми пойдут в школу в XXI веке. Классов будет немного, а в некоторых школах Архангельска в начале нулевых будет даже небольшой недобор учеников, как это было в школе автора этих строк.
Трудящиеся оборонных предприятий Северодвинска, по сообщениям «Правды Севера», с 31 декабря по 8 января отправились на рождественские каникулы. А 30 декабря «Севмаш» передал ВМФ России трагически известный атомный подводный ракетоносец К-141 «Курск» — единственный военный корабль, пополнивший флот России в 1994 году.
Интересна ещё одна особенность нового 1995 года: цены на масло, сделанное в Поморье, вдвое выше, чем на американское. Наше масло стоит 12 000 рублей, в то время как из США — всего 5500. Причиной тому объявлены «бешеные цены на топливо, электроэнергию, огромные налоги, удушающие производителя».
Стали дефицитом в Архангельске Нового 1995-го года и живые ёлки.
— Накануне Нового года самым большим дефицитом в Архангельске стала ёлка, — пишет «Правда Севера». — Лесхозы запасли всего 700 хвойных красавиц по «божеской цене» — 10 000 рублей. Нашлись и предприимчивые перекупщики, поэтому за 20-35 тысяч купить красавицу мог любой желающий.
— Все, кто очень хотел, нарядили дома лесную красавицу на радость себе и гостям, — отмечает газета.
Рядышком интересное интервью Ангелины Балакшиной, супруги губернатора Поморья Павла Николаевича Балакшина.
На страницах «Правды Севера» 90-х можно увидеть забавные карикатуры, много самой неожиданной рекламы: от типичных финансовых пирамид и рекламы банков, вплоть до продажи огнестрельного оружия.
— Ответственность за содержание объявлений и рекламы несут рекламодатели, — сразу проговаривает редакция газеты внизу страницы.
Ну, а самый шик и лоск, которого сегодня точно не встретить в газете: хозяйкам на заметку — рецепты настойки на рябине и советы по готовке курицы. Несмотря на тревожные новости, Новый 1995 год Архангельск встретил с огоньком. 5 января «Правда Севера» рапортует: «В праздничные дни вытрезвители Архангельска оказались переполнены. Хорошо — погода стояла мягкая, а то не миновать бы десятков обмороженных».
В кинотеатрах города идёт «супер-премьера комедия для всех», ставший культовым фильм «Один дома 2», с Маколеем Калкиным в главной роли. В одной из сцен в фильме сыграл будущий 45 и 47 президент США — Дональд Трамп.
Таким запечатлела Новый год тридцать лет назад «Правда Севера».
Напомним, что ранее мы рассказывали, чем газете запомнились 1935, 1945, 1950 и 1985 года.