В Архангельске нашли убитого подростка. Заведено уголовное дело
1/3
Общество
«Хочется помогать людям»: реаниматолог из Архангельска четверть века спасает жизни северян на скорой помощи

«Хочется помогать людям»: реаниматолог из Архангельска четверть века спасает жизни северян на скорой помощи

05.11.2024 13:00Юлия КОПЫЛОВА
Анестезиолог-реаниматолог Алексей Вежливцев работает на Архангельской станции скорой медицинской помощи более 24 лет. Суточные дежурства без сна и высокая ответственность, эмоциональное напряжение и нелёгкий физический труд — неотъемлемая часть работы. Продолжая рубрику «Спасая жизни», поговорили с Алексеем Анатольевичем о том, что даёт стимул трудиться в непростом ритме, на какие вызовы бригада выезжает чаще всего и как за считанные минуты возвращает человека к жизни.

— Алексей Анатольевич, расскажите, пожалуйста, как Вы выбрали профессию?

— В подростковом возрасте у меня была травма — я долгое время провел в стационаре. Тогда, посмотрев на работу медицинских работников, понял, что хочу тоже помогать людям. И после школы поступил в Архангельский медицинский колледж. В 2000 году я пришёл работать фельдшером на Архангельскую станцию скорой медицинской помощи. На кардиологической бригаде отработал восемь лет. Но хотелось быть врачом и самостоятельно принимать решения, поэтому я получил высшее образование в Северном государственном медицинском университете. Также уже более 15 лет преподаю курс реанимации и кардиологии на циклах повышения квалификации средних медицинских работников в Архангельском медицинском колледже.

«В среднем за сутки мы выполняем около 15 вызовов»

— Какой сейчас у Вас график работы на скорой?

— Я работаю сутки через двое. На смену заступаю в 9 утра, а заканчиваю в 9 утра следующего дня. 

— Сколько в среднем вызовов за сутки Вы успеваете выполнить?

— Всё зависит от сезона и эпидемиологической обстановки. И, как ни странно, от дня недели. Например, очень много вызовов в пятницу и субботу. Много их и в праздничные дни, особенно в новогодние праздники. Но, надо сказать, что нашу реанимационную бригаду (на смене их бывает две) берегут для самых сложных вызовов. В среднем их 15 в сутки. Выезжаем не только по всему городу, но и в область. Например, ездим в Холмогорский и Приморский округа, а также на трассу М8. Вызовы у нашей бригады тяжелые, с больными мы проводим больше времени, чем медицинские работники линейной бригады. 

— На какие случаи выезжает реанимационная бригада?

— Мы выезжаем на ДТП, падения с высоты, ножевые и огнестрельные ранения. Наша помощь требуется и пациентам без сознания, у которых есть угроза клинической смерти. Приезжаем на тяжелые отравления, инфаркты и инсульты, стабилизируем пациентов в коме и шоке. Помогаем и общепрофильным бригадам, если у них не хватает методов диагностики и средств для лечения больного. Выезжаем и во все стационары города, где нет отделения реанимации. 

— Какая причина вызовов чаще всего?

— Как я уже говорил, всё зависит от дня недели. Если это пятница, суббота и праздничные дни, то, чаще всего, это уличные вызовы — криминал, ножевые ранения, избиения. Помощь требуется пациентам, которые лежат на улице без сознания. В будние дни, особенно в плохую погоду, помощь требуется пациентам в возрасте — у них обостряются хронические заболевания. Также это инфаркты, инсульты и нарушения ритма. После праздников много пациентов с судорожным синдромом после злоупотребления алкоголем. Реанимационная бригада выезжает и на помощь детям. 

«Он был в коме, но спустя три месяца своими ногами вышел из больницы»

— Давайте вспомним сложный случай из Вашей практики…

— Сложно выбрать один, когда их каждый день очень много. Самые запоминающиеся вызовы это, наверное, те, где мы проводим сердечно-легочную реанимацию, где пациента нужно вернуть к жизни. Запоминаются пациенты и с тяжелыми травмами, в частности — участники дорожно-транспортных происшествий. К сожалению, это бывает каждый день. 

На памяти такой случай. Недавно на трассе М8 мотоциклист на очень большой скорости врезался в легковой автомобиль. Несмотря на то, что молодой человек был в шлеме и защите, он очень сильно пострадал. На помощь молодому парню приехала общепрофильная бригада. Пациент был в крайне тяжелом состоянии, фактически полумертвый. Коллеги всё сделали правильно, но им была необходима наша помощь. Когда мы приехали, пациент не дышал, был в коме и весь переломанный, давление не определялось. Долго мы возвращали пострадавшего к жизни. И, спустя три месяца я узнал, молодой человек, будучи здоровым, своими ногами вышел из больницы. Хорошо, когда всё благополучно заканчивается. 

Был и другой случай. Нас на помощь тоже вызвала общепрофильная бригада. Злоупотребляя алкоголем, мужчина получил несколько ножевых ранений в сердце и легкие. Когда мы приехали, пациент практически не дышал. Мы оказали ему медицинскую помощь и госпитализировали. Так как у него были очень тяжелые ранения, все думали, что он не выживет. Удивительно, но через полгода мы приехали к нему на такой же случай. Оказывается, он чудом выжил, его выписали и через полгода в той же компании он снова получил ранения. Бывает и так…

— Насколько тяжело психологически работать на Скорой помощи?

— Во-первых, работа сложна физически. Пациентов мы госпитализируем на носилках. А они тяжелые, бывают больше ста килограммов. Физически, конечно, устаешь. Приходится и много ездить на машине, что тоже очень выматывает. 

Приходя работать на Скорую помощь, не каждому подойдет такой ритм. Вы работаете целые сутки, практически не спите. В выходные отсыпаетесь и снова заступаете на сутки, где снова не будете спать. К этому графику нужно адаптироваться. И бывает, что человек очень хочет работать на Скорой помощи, но у него не получается адаптироваться к этому графику. И, когда вы переживете свой первый вызов с печальными последствиями, поймете — ваша это работа или нет. Обычно после того, как на руках умирает пациент и ничего нельзя сделать, — очень многие уходят. 

«Хочу видеть эффект своего лечения за минуты»

— А как Вам удалось адаптироваться к такому ритму?

— У меня характер, как говорили в детстве, шустрый. В стационаре врачи видят эффект от своего лечения в течение дней, а то и недель. В реанимации эффект достигается через часы, а то и дни. На Скорой помощи эффект виден через минуты. Мне хочется быстро видеть результат своей работы. 

— Вы уже более 15 лет преподаете в Архангельском медицинском колледже. Как часто молодёжь выбирает для себя такое непростое направление?

— На последнем курсе Медицинского колледжа студенты проходят практику на скорой помощи. Они ездят на вызовы и решают для себя, придут они работать на Скорую помощь или нет. На самом деле, молодёжь приходит. Но, к сожалению, не все остаются из-за физической нагрузки и эмоциональной составляющей. 

— Расскажите о вашей бригаде. Сколько в ней человек?

— Подавляющее большинство бригад состоят из двух человек — врач, фельдшер или два фельдшера. А реанимационная бригада уникальна. В ее составе три человека — врач-реаниматолог и две медсестры-анестезистки. Но у нас большинство среднего персонала — это мужчины. 

— Помните ли вы свой первый вызов?

— В первый месяц работы фельдшером мы приехали к девушке, у нее был инфаркт миокарда. Во время оказания помощи у нее произошла остановка кровообращения. Мы приступили к сердечно-легочной реанимации, и очень быстро, буквально за пару минут, вернули её к жизни. Я этим очень впечатлился и решил, что точно буду здесь работать. 

— В работе Скорой очень важно не упустить момент. За сколько минут бригаде нужно прибыть к пациенту?

— Безусловно. Есть различные временные рамки для разных патологий. Для тяжелых травм есть «правило золотого часа», для пациентов с остановкой кровообращения — желательно приехать в течение десяти минут, чтобы иметь шансы на оживление. По общим стандартам время прибытия скорой помощи на вызовы при угрозе жизни человека должно занимать не более 20 минут. Учитывая то, что у нас все водители профессионалы, мы практически всегда в это время укладываемся. Исключение лишь составляют пациенты, которые находятся не в городе. 

«Толпа снимает на телефон, а первую помощь оказать не может»

— Какие советы Вы можете дать пациентам до приезда Скорой?

— Мне интересно следить за тем, как Скорая помощь работает на Западе. Там люди более широко обучены оказанию первой помощи. А у нас, к сожалению, очень низкая культура этого. И очень часто, приезжая к пациенту, ты видишь, что стоит толпа, все машут руками, снимают на телефон, а вот первую помощь оказать не могут. А вот если бы кто-то из них стал проводить непрямой массаж сердца, шансы на жизнь у пациентов выросли бы в разы. Но, к сожалению, наше население к этому не приучено. Проводятся курсы, но они охватывают очень маленькую часть населения. 

И, к сожалению, не все люди умеют правильно вызывать Скорую помощь. Казалось бы, это очень просто. Но большинство делать это не умеет — называют не конкретный адрес и бросают трубку, а потом ее не берут. И, нужно сказать, что по номеру 103 бывает сложно дозвониться в связи с большой нагрузкой, поэтому набирают 112.

У каждого из этих номеров есть свои преимущества и недостатки. По 103 преимуществ, конечно, много — отвечают диспетчеры с медицинским образованием, при необходимости они могут подсказать, что делать до приезда скорой. Территориально находятся в Архангельске, у них большой опыт работы, они представляют карту города и знают, какая бригада находится ближе. В диспетчерской системы 112 не медицинские работники, поэтому с ними обсудить какие-то нюансы бывает сложнее. Мой совет — попытаться дозвониться по 103. И, если не получилось, вызывать 112

Очень хочется, чтобы пациент, вызывая скорую помощь, более корректно называл адрес и особенности местоположения. Нужно более четко формулировать — что случилось, в сознании ли человек, какая и кому требуется помощь, какой возраст. И дождаться её тому, кто вызвал бригаду.

— Давайте представим ситуацию. Прохожие увидели пьяного мужчину, который лежит на улице. Что делать? Нужно ли вызвать помощь?

— Это, наверное, один из самых дискуссионных вопросов. С точки зрения обывателя понять, нужна ли человеку медицинская помощь или нет, очень сложно. Если вы видите, что человек лежит на улице, надо к нему подойти и определить, в сознании ли он. Если он находится в сознании, спросить — нужна ли ему медицинская помощь. Зачастую, мы приезжаем и действительно лежит человек. Мы спрашиваем, нужна ли помощь, а он отвечает «нет, я просто отдыхаю». Если же пациент говорит прохожему «да, мне нужна помощь», то тогда вопросов никаких нет — нужно немедленно вызвать скорую помощь. Если человек на этот вопрос не ответил из-за своего состояния — в таком случае тоже нужно позвонить по номеру 103 или 112

— Что можете сказать о пациентах? Изменилось ли их отношение к врачам Скорой помощи?

— Да, к сожалению, отношение к врачам скорой помощи за последние 20 лет изменилось в худшую сторону. Люди стали считать, что им все должны. Наверное, это связано с тем, что оказание экстренной помощи остается бесплатным. Медицинские работники никогда не возьмут денег за свой труд. Когда я начинал работать, пациенты всегда были благодарными. Говорили «спасибо» и признавали, что мы спасли их жизнь. Сейчас всё больше людей говорят, что мы обязаны это делать. Да, конечно, мы обязаны и будем помогать, но, не хотелось бы, чтобы тебе тыкали, учили, как надо делать. 

— Вы ни разу не жалели о выборе профессии?

— Я ни разу не пожалел, что выбрал себе эту непростую профессию… Сказал бы я, но это было бы, наверное, неправдой. Отработав сутки первого января и не присев ни на одну минутку, задаешь себе вопрос «Зачем я выбрал работу на скорой?». Даже думал — праздники закончатся, и я напишу заявление на увольнение, потому что тяжело в таком ритме работать. Или после скандального вызова, где пациент пьяный дерется. И, думаешь, сидел бы я в кабинете и писал бумажки — это же гораздо безопаснее и спокойнее. Но вот отдохнешь двое суток и понимаешь, что хочется идти на работу — спасать людей и делать для них хорошее. Для меня плюсов в работе Скорой помощи больше, чем минусов. Бывали, конечно, моменты, что я жалел, но сейчас я очень доволен. Здесь я нашел себя. И могу с уверенностью сказать, что Скорая помощь — это моя жизнь. 






Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.