«Тайбола» встретила меня вереницей автомобилей — ряды машин тянулись на сотни метров. Только разгрузившись, я увидел, что дорога вела к внушительной стоянке. Гости фестиваля несут свои палатки и принадлежности и спешат занять место в палаточном городке. Пробыв в нём некоторое время, я отдал предпочтение берегу и, последовав примеру многих гостей фестиваля, установил палатки на песке у реки. На самом берегу для гостей оборудовали спорт-площадку для игры в волейбол и огненную сцену. Дойдя до конца берега, можно было увидеть каяки и сап.
От программы «Тайболы» глаза разбегаются, похожие ощущения вызывал другой фестиваль — «Белый июнь» — мероприятий множество, некоторые в одно и то же время, успеть на всё — просто невозможно. Тут и концерты местных и приезжих групп, мастер-классы, лекции, кинопоказы, диджей сеты.
Ежедневно мой путь с берега на основные площадки проходил через кинолекторий. Тут показывают самое разное кино — от документального фильма о кофейне до ленты о северодвинской рок-сцене 2000–2010-х. Также можно было увидеть премьеру мультсериала «Архангельск. На крыльях истории», попасть на КВИЗ и послушать музыкальные сеты от резидентов электронной сцены.
С возвышенности, на которой находится кинолекторий, открывается вид на гостевой лагерь — в самом центре администрация — волонтёры помогают только приехавшим гостям с парковкой и выбором мест для установки палаток. Чуть дальше админлагерь и лес, который на карте «Тайболы» назван Вековечным. Мой путь лежит вдоль Дотракийского моря по дороге к главной сцене — сердцу всего фестиваля. Именно тут неподалёку расположились эко-лекторий, шатёр мастер-классов и ярмарка. Как только я приблизился к ярмарке, моё внимание привлекли необыкновенные звуки неизвестного мне духового музыкального инструмента.
Будучи ценителем музыки и никудышным игроком на азербайджанском балабане (он же дудук), поспешил к источнику этих непривычных мотивов. Как оказалось, виртуозный музыкант — гость из Москвы, участник ярмарки — Роман Мартынов.
— На английском этот инструмент нередко называют «Native American Flute», буквально — «индейская флейта», но также распространено слово «пимак». В 40-х годах были энтузиасты — этнографы-музыканты, которые путешествовали по Америке и знакомились с культурным наследием индейцев. Они-то и заприметили этот инструмент. Это уникальная вещь, у такой флейты есть предварительная камера, она сглаживает поток вдуваемого воздуха. Такая пентатоническая настройка сложилась исторически только в середине XX века. Можно играть в минорной пентатонике, а можно в мажорной. Сегодня музыка на этом инструменте достаточно популярна. Сейчас один из самых известных музыкантов-индейцев на пимаке — Карлос Накаи. Очень одарённый человек, — с нескрываемым энтузиазмом рассказывает Роман.
На ярмарке можно было увидеть множество разнообразных товаров, созданных мастерами своими руками. Продавцы из Поморья и других уголков России с радостью зазывали покупателей к своим прилавкам.
Кроме привычных украшений, одежды, рисунков, амулетов и кожаных изделий ручной работы, здесь также можно было приобрести невероятно реалистичные игрушки в виде домашних животных.
Эта ярмарка отняла у меня не только деньги и время, но и силы. Однако хорошо, что территория «Тайболы» была полна мест, где можно было перекусить. Там были кафе «Яранга Солнце», под крышей которого мы часто прятались от дождя, а также целый фудкорт с разнообразной едой — от современного фастфуда до привычных нам «столовых» блюд.
Подкрепившись и отдохнув, мы отправились к электронной сцене, до которой, кстати, добрались только к вечеру. На нашем пути встречались всё новые и новые соблазны: эко-лекторий, научный шатёр и, конечно, шатёр мастер-классов, где учили рисовать и создавать украшения всех желающих.
Электронная сцена стала точкой притяжения для всех любителей танцев. Сменялись певцы, диджеи, их сеты, жанры, но неизменным оставалось одно — преданные фанаты — любители электронной музыки не покидали танцпол. Даже поглядывавшие на происходящее сотрудники правоохранительных органов с улыбкой скромно притоптывали ногой в такт музыке. Здесь, в отличие от основной сцены, проходили живые выступления рок-музыкантов из Архангельской области и других городов России. Люди расходились только ближе к утру. На основной сцене, к слову, зажигали не слабее — выступали архангельские группы: «ДеДе», «Провинциальные меха», «Дом Сутягина», Ask the ocean. Из Москвы приехали группы Meija, «Нотэбёрд» и «Краснознаменная дивизия имени моей бабушки». Некоторые выступали в сопровождении с фаер-шоу.
Общий образ фестиваля буквально кричал о том, что создавался он руками искренне любящих природу творческих людей. «Тайбола» была усеяна арт-инсталляциями из дерева, которые гармонично вписались в местность. Однако, при всей красоте фестиваля, организованности, насыщенности программы. При всём труде организаторов остаётся горькое послевкусие от одной мысли о том, что фестиваль, который радовал северян и гостей Поморья аж с 2012 года, может навсегда исчезнуть.
У «Тайболы» нет финансовой поддержки от властей, и всё то, что увидел я и почти три тысячи людей, появилось благодаря гостям, волонтёрам и всем, кто смог финансово поддержать организаторов.