В Поморье объявлен особый противопожарный режим
1/2
Общество
Участник экспедиции в Мангазею поделился впечатлениями о путешествии

Участник экспедиции в Мангазею поделился впечатлениями о путешествии

05.07.2024 14:25Роман Филковский
На прошлой неделе завершился первый этап экспедиции Евгения Шкарубы на поморском карбасе «Матера». Один из участников экипажа Евгений Петров рассказал, с какими трудностями команде приходилось сталкиваться в море и какие отличия у нового путешествия «Матеры» от прошлогоднего.

27 июня в соцсетях «Товарищества поморского судостроения» появилось сообщение о завершении первого этапа морского перехода из Архангельска в древний город Мангазея, расположенный в глубинах Сибири.

Команда преодолела маршрут от Архангельска до Мезени за четырнадцать дней, используя силу ветра и вёсла. В Мезени «Матера» была заперта сильным встречным ветром, который лишил капитана Евгения Шкарубу и его товарищей возможности двигаться дальше. Время, предоставленное непогодой, было решено использовать для отдыха. Экипаж судна сопровождения вместе с лодками остался в Мезени. Остальные участники экспедиции вернулись в Архангельск. За время перерыва капитан экспедиции прокомментировал итоги первого этапа эпопеи.

Евгений ШкарубаЕвгений Шкаруба

— В целом, если считать от старта до финиша, то всё нормально. Мы по чесноку, не пользуясь буксиром, прошли то, что должны были пройти. Условия у нас зверские, потому что по погоде выдался очень тяжелый год. Наверное, все это заметили хотя бы по тому, как поздно пришла весна. На нашем пути в Чешском заливе всё ещё стоят льды, с севера идут очень резкие, нехарактерные для этого времени шторма, — отметил в соцсетях Евгений Шкаруба.

Его товарищ из Москвы Евгений Петров также поделился своими впечатлениями. Евгений работает старшим менеджером в крупной корпорации по тяжелому машиностроению. Его маршрут с экспедицией пролегал из Архангельска в Мезень с 8 по 21 июня 2024 года.

Евгений ПетровЕвгений Петров

— Это мой третий поход с Женей, и в этот раз впечатления были совершенно иными, нежели на Соловках и на первом, речном этапе экспедиции «Матеры». Это было первое настоящее морское путешествие со всеми сопутствующими. Было сложнее, потому что сейчас у нас не было того прошлогоднего размеренного режима: утром встали, пошли, вечером причалили, поставили лагерь, приготовили еду, высушились, поспали, и на следующий день все заново. В этот раз режим был очень рваным. Ещё в самом начале пути мы спросили у одного жителя Пустоши, каково оно — жить на острове. Он ответил, что все целиком зависит от воли природы, а не от собственных планов. Вот так оно и оказалось, — поделился в соцсетях своими впечатлениями Евгений Петров.

По словам Евгения, экипаж настолько сильно зависел от природы, что все, что они планировали, шло далеко не по плану. По его наблюдениям, всё это резко отличалось от предыдущих экспедиций на «Матере». Рекордом команды стала борьба со стихией на протяжении тридцати часов, когда экипаж «Матеры» вместо запланированных 8-10 часов беспрерывно двигался к намеченной точке. Однако довольно скоро приключения закончились, и настала пора возвращаться домой, в Москву.  

— Мы заходили лавировкой в устье Мезени — конечный пункт первого этапа, и последние два-три часа, за греблей, я уже ловил себя на мысли: «Так, подожди, ведь все уже заканчивается. Сейчас вы причалите, оставите «Матеру» на берегу, и все — «рюкзак, вокзал, Москва». Было очень странно ощущать, что вот эта экспедиционная жизнь заканчивается, и я отправляюсь домой, — продолжил рассказ Евгений Петров. — Я влился и совершенно не чувствовал, что где-то там, далеко, есть твоя жизнь, работа, увлечения, непрочтенная переписка, какие-то события. Все это стало как-то далеко и неинтересно. Наверное, это как прожить чью-то другую жизнь, — заключил Евгений Петров.

Напомним, что 8 июня началась уникальная экспедиция на карбасе «Матера», построенном в 2023 году Товариществом поморского судостроения. Судно отправилось из Архангельска по Северному морскому пути в Сибирь. Команда мореходов, исследователей, учёных и художников пройдёт 3000 километров по маршруту средневековых первооткрывателей: через Белое, Баренцево и Карское моря, Канинский и Ямальский волоки. Это один из самых опасных и сложных маршрутов, ведущих с севера на ещё более далёкий север.

Карбас «Матера»Карбас «Матера»

На экспедиционном судне проходят необычные образовательные лекции, которые после можно посмотреть на официальной странице «Товарищества поморского судостроения». Как отмечают организаторы, их цель — сформулировать и широко популяризировать историю освоения Сибири, технологию поморского судостроения, а также рассказать об арктических плаваниях поморов. Завершением проекта станет итоговая выставка в Москве, организованная Политехническим музеем. На выставке будут представлены созданные карбас, фильм и найденные артефакты. К слову, полученные материалы войдут в постоянную экспозицию музея, посвященную уникальной технологии открытий, созданной русскими первопроходцами.

В прошлом году ИА «Регион 29» рассказывало о другой захватывающей экспедиции на деревянном судне «Белуха». Реконструкторы из Ярославля проделали долгий путь до столицы Поморья, где также подробно описали преодолённый маршрут и особенности экспедиции.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.