Парк аттракционов «Потешный двор» в Архангельске открыл летний сезон
1/3
Общество
Чёрная королева: как парикмахер из Архангельска стала одной из лучших в мире

Чёрная королева: как парикмахер из Архангельска стала одной из лучших в мире

26.12.2023 14:00
Светлана Кушнирчук – парикмахер с 14‑летним стажем. В этом году она впервые в истории Архангельской области стала серебряным призёром чемпионата мира по парикмахерскому искусству. Её фантазийная работа под названием «Чёрная королева» не только сорвала овации специалистов из разных стран мира, но и вдохновила мастера на подготовку своего шоу-показа постижёрного искусства в 2024 году в Архангельске. Мы узнали у Светланы, зачем парикмахеру паяльник, строительный фен и клей, сколько весит корона королевы и когда причёска становится произведением искусства.

От косичек — к мечте

Как утверждают историки моды, понятие «постиж» — в переводе «неестественные волосы» — появилось впервые во Франции при Людовике ХIV. Первоначально его применяли к парикам, которые выполняли из шерсти, конских хвостов, различных растительных волокон и украшали цветами, перьями, фруктами и даже чучелами животных. Такие конструкции достигали до полуметра в высоту. Со временем мода на постижёрные изделия менялась, как и практика их применения. Сегодня это изделия из натуральных или искусственных волос, способные украсить причёску, подчеркнуть стиль или образ.

— В современном мире постижёрные изделия — скорее, произведения искусства, как мода от кутюр. Это твой способ самовыражения, твои эмоции, твой взгляд на мир. Их можно встретить на показах мод, фотосессиях, в театрах, — рассказывает Светлана Кушнирчук.

Светлана по образованию филолог. После окончания университета работала воспитателем в детском саду, где постоянно заплетала девочек. Поэтому идея пойти на курсы косоплетения пришла сама собой. И как оказалось позже — именно она кардинально поменяла жизнь.

— Мой преподаватель на курсах предложила мне остаться на год и выучиться на парикмахера. И я окончила их с красным дипломом. Забросив всю педагогическую деятельность, стала заниматься парикмахерским искусством, потому что увидела, насколько этот мир безграничен, как там можно развиваться. И стригла, и окрашивала, но основное место в моём сердце заняли причёски. А потом я увидела постижёрные изделия. И появилась новая мечта — чемпионат мира по парикмахерскому искусству, к которому я шла несколько лет. Много училась, много практиковала. Сначала выиграла российские соревнования, и вот в марте 2023 года мне сказали, что я попала в сборную России и еду на чемпионат мира. В команде я была единственным парикмахером из региона, — рассказывает Светлана.

Космос и драма

Чемпионат мира по парикмахерскому искусству проводится ежегодно. На этот раз лучшие специалисты по работе с волосами собрались в Сочи — более 1200 участников из 22 стран мира. Светлана участвовала в номинации «Фантазийная причёска», в числе конкурентов — 200 мастеров.

— Фантазийная номинация считается самой сложной в парикмахерском искусстве, потому что оценивается не только сам постиж, но и образ в целом, и дефиле модели. Само изделие готовится заранее, на соревновании у тебя есть пять минут, чтобы его закрепить на голове модели, — рассказывает Светлана.

Свой победный постиж она делала четыре месяца на манекен-голове.

— Тема, которую выбрали для фантазийников на чемпионате, была «Королева будущего». И мне сразу захотелось сделать что‑то космическое и по форме, и по цвету. И я решила сделать ирокез, но не обычный, а объёмный — чёрный в серебре. Сначала я всё нарисовала — постиж, костюм, образ модели. Потом решила добавить акцент на руки — сшили специальные перчатки и вставили туда поролон, получили длинные нечеловеческие пальцы. Сама причёска формировалась из волос на клей «Момент». Сначала всё раскатывается — волосинка к волосинке, потом собираются детали, потом формируется форма, доделываются элементы. Чем больше элементов, тем твоя работа будет смотреться выигрышнее. Колышки для ирокеза я покрасила серебрянкой, чтобы воздушнее смотрелось. Целый мешок испорченных деталей получился, иногда доходило до слёз. Заклеила — не получается, заклеила ещё раз — отошла, форма не та, начала снова. Для этого необходимо вдохновение и настроение. Но даже с плохим настроением можно сделать хороший постиж. В работу можно заложить любую эмоцию. Я готовила свой постиж в хорошем настроении, с позитивными эмоциями, но получалась настоящая драма за счёт иголок и чёрного цвета, — рассказывает Светлана.

Драматичная Чёрная королева Светланы сразу же привлекла внимание и членов жюри, и зрителей. Несмотря на то что модель на подиуме стояла в четвёртом ряду, на всех видеоэкранах в зале мелькала именно она.

— Это был не только мой дебют, но и первое выступление моей модели Эмилии. Мы её с нуля научили ходить и держать образ, потому что на всё время оценки жюри модель не может выходить из образа. А это не один час работы. В какой‑то момент модели на подиуме начали падать в обморок от волнения. Я всё думала — хоть бы моя устояла. А она не просто устояла, она отыграла свою роль блестяще, прошла дефиле и ещё потом 1,5 часа фотографировалась со зрителями. И это притом, что у неё на голове была конструкция в три килограмма весом. Кстати, образ ей создала мастер из Архангельска — визажист Екатерина Онегина, — рассказывает Светлана.

Показ мод сумасшедшего дизайнера

Традиционно фантазийные работы постижёрного искусства закрывают чемпионат мира, соответственно, и победителей в этой номинации объявляют последними. С момента выступления до оглашения результатов прошли целые сутки. Светлана признаётся, что провела их без сна. И не только от волнения.

— Я была под таким впечатлением от всех представленных работ, что просто не могла расслабиться. Это было феерично, какой‑то показ мод сумасшедшего дизайнера, но я была полностью в своей среде — таких же немного сумасшедших мастеров. Это даёт и вдохновение, и ещё больше разжигает желание быть первой. В моей номинации было 10 призовых мест и 3 чемпионских. И вот начинают объявлять результаты, и мою фамилию всё не называют и не называют. Меня моя группа поддержки начинает успокаивать. И тут объявляют второе место и называют мою фамилию. Я просто летела на сцену, встала, и мне так хотелось рыдать от счастья. Ничего не вижу на этом пьедестале, фонари светят в глаза. Просто стою и размахиваю нашим российским флагом. Это непередаваемые эмоции, ради них стоило год тренироваться, — рассказывает Светлана.

Первое место в номинации занял мастер из ЮАР, который тоже выбрал чёрный образ для своей королевы.

Такие прически из волос создаются с помощью супер-клея и строительного фенаТакие прически из волос создаются с помощью супер-клея и строительного фена

Ловкость рук и паяльник

Сегодня победный постиж Чёрной королевы хранится в большой пластиковой коробке дома у Светланы. Он стал седьмым в её коллекции. Девушка признаётся, что в этом году даже новогоднюю ёлку ставить негде — вся квартира в пластиковых ящиках. Но останавливаться на достигнутом Светлана не собирается.

— Как говорит мой тренер, как только ты сошёл с пьедестала, ты превращаешься из победителя в работягу и начинаешь снова тренироваться. Сейчас я готовлюсь делать более техничные и сложные работы. Для них используется паяльник, который позволяет делать из волос сказочные элементы. Волосы складываются, как ткань, в гармошки, края паяются, получаются фактурные прожилки, из которых ты формируешь сказочные цветки, как из «Аватара». Для фигур льдин используется клей «Титан». Когда сделала детали, строительным феном выдуваешь, формируешь, растягиваешь, чтобы сделать красивые элементы. Клей феном нагревается и растягивается. Я понимаю, что миллион деталей полетит опять в урну, но я это освою. Это будет очень красиво, — рассказывает Светлана.

В сентябре 2024 года девушка планирует устроить в Архангельске первый показ произведений постижёрного искусства. А в будущем — создать команду от Архангельской области для участия в чемпионатах России и мира по парикмахерскому искусству.

— В следующем году я буду пробовать свои силы сразу в трёх номинациях: это фантазийная причёска и две работы на скорость — когда надо причесать от кутюр без использования шпилек на время и причесать технически сложную свадебную причёску. Но этому мне надо ещё учиться, а значит, останавливаться нельзя, — говорит Светлана.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.