22 сентября в Архангельске прошли Маргаритинские смотрины — часть программы Маргаритинской ярмарки, на которой музыкальные коллективы Архангельской области боролись за получение статуса «Народный самодеятельный коллектив» и «Образцовый художественный коллектив Архангельской области». На фоне участников выступавших с номерами, связанными с «классическим» народным творчеством, вроде реконструкции традиционной свадьбы в северной деревне и исполнения хоровых народных песен, выделилась группа из Онеги «Прялица & Пряники», чьё вокальное выступление потрясло зрителей и вызвало шумные овации в концертном зале колледжа культуры.
Людмила Подлисская, Данил Оводов, Ирина Мотрюк, Константин Ядовин и Марианна Пелевина — вместе группа «Прялица & Пряники». Странное название, ещё более странный вид: худи и платья из необычных тканей, расшитые узорами по народным мотивам, украшения из натурального речного жемчуга и… Берцы! Сапоги песчаного света очень осовременивает образ участников фолк-группы, бросается в глаза и сразу вызывает ряд вопросов.
— Почему вы решили сегодня исполнить такую грустную программу?
— Не грустную, а серьёзную. Мероприятие тоже серьёзное — подтверждение статуса «Народный самодеятельный коллектив», программу мы подобрали соответствующую, взяли самые сложные песни, чтобы показать, на что мы способны. Пока что у группы подобного статуса нет, результаты будут известны через десять дней, но мы думаем, что ответ будет положительным — улыбаясь, рассказывает участник группы Константин Ядовин.
— Как давно началась история вашей группы?
— Более двадцати лет, до появления группы, мы с Ириной участвовали в Онежском фольклорном ансамбле, после чего решили двигаться дальше и создали свой коллектив. В самом начале у нас было трио, в котором участвовали три девушки. Тогда мы назывались просто трио «Прялица». После одна из участниц нашей группы уехала в другой регион на постоянное место жительства, и мы остались вдвоём. Так мы существовали недолго, сначала к нам присоединился Константин, а в 2021 году присоединился Даня. Создание группы произошло спонтанно на одном из концертов в Онеге, так мы и спелись. И с тех пор не расстаёмся. А спустя год к нам присоединилась и Марианна, — поддержала беседу один из основателей группы Людмила Подлисская.
— А как появилось нынешнее называние коллектива «Прялица & пряники»?
— Нам нужно было идти выступать, а никто не знал, как нас объявлять. Как «Прялица» нас уже знали, но у нас в группе появились молодые люди, мы ведь не можем быть с ними «Прялицами» (смеется). Поэтому мы дали им творческое задание — придумать название, а они сразу и ответили, мол: «Пряниками будем». Так название и получилось, — ответила Людмила Подлисская.
— Как можно назвать ваш жанр и почему вы решили выступать именно в таком формате?
— Мы поём народные песни в современных обработках. Наверно, это связано с тем, что мы много лет пели песни из народного фольклора, поэтому формат сохранился. Теперь очень мало музыки этого направления. Может быть, сейчас стало уже и больше, но на момент создания трио нам казалось, что фольклора именно в обработанном виде, а не чистого фольклора — очень мало. К тому же другого такого коллектива в Онеге больше нет, да и по области их тоже единицы, по крайней мере, мы о них не слышали. Когда кто-то говорит «Прялица & Пряники», то все знают, что это фолк в современной обработке и это очень необычно, — с гордостью ответила вокалистка группы Ирина Мотрюк.
— На кого равняется или ориентируется группа в своём творчестве?
— Мы ни на кого не равняемся. Однажды можно переступить грань и стать похожими на кого-то. А зачем? Наоборот, нужно это пресекать и гнуть свою линию. Мы стремимся к индивидуальному стилю. Даже если мы берем песни, которые исполняют другие коллективы, то стараемся всё сделать иначе, внести что-то своё. Песни мы специально берем драйвовые, в которых можно показать свой голос, харизму, энергетику, потому что мы сами внутри кипим, все ребята темпераментные! Коня, если надо, на скаку остановим, — заявила Людмила Подлисская.
— Участие в группе это ваше хобби? Чем вы занимаетесь в повседневной жизни?
— Я работаю социальным педагогом в онежской коррекционной школе, Ирина работает пекарем-кондитером, Константин и Марианна работают в Онежском дворце культуры, а Данил в Северодвинске в Центре культуры и общественных мероприятий. Музыка — это наше хобби, — продолжает рассказ Людмила Подлисская.
— Сильно ли вас поддерживают в родной Онеге?
— На все наши сольные концерты в Онеге всегда собираются полные залы. В Онеге мы очень популярные, нас там любят, все нас знают, даже в общественных местах подходят. Жители по городу ходят в наших фирменных футболках, просят ещё, — с радостью поделился Данил Оводов.
— В некоторых клипах группы есть гитарные партии. Кто-то вам помогает их записывать или вы сами их делаете?
— С записью гитарных партий нам помогает звукорежиссёр Онежского дворца культуры Вадим Баёв, гитарист онежской группы «Якорь», они наши давние друзья. Аранжировки мы изначально ищем на просторах интернета, но порой под них мы не можем работать, а Вадим записывает свою версию, делает новые аранжировки и добавляет какие-то «ништячки», — рассказала Ирина Мотрюк.
— Планирует ли группа в ближайшее время записать сольный альбом?
— Если группа запишет сольный альбом, то мы обязательно его выгрузим на все возможные платформы. Однако это всё упирается в крупные финансовые вложения, а спонсоров у нас пока нет, все работаем на голых началах. Когда будет возможность, то это обязательно будет сделано, альбом увидит свет. Пока что мы занимаемся имиджем группы, чтобы люди о нас узнали, — рассказал вокалист Данил Оводов.
— Прошедшим летом вы ездили с концертом в Сольвычегодск на «СольФест». Понравился ли вам город и есть ли у группы любимые города для выступлений в Архангельской области?
— Сольвычегодск знаменателен для нашего коллектива тем, что для нашего коллектива это было первое масштабное мероприятие. Мы впервые вышли на такую серьёзную сцену, уровень выступления был выше, чем раньше. Впечатления только хорошие, группа достойно выступила, очень много людей подходило к нам фотографироваться. Многие говорили, что специально приехали посмотреть на наше выступление из Коряжмы, Котласа и других городов. Люди о нас знают, специально едут на нас посмотреть. Сам город очень красивый, хоть и очень небольшой, мы очень довольны выступлением. А любимой площадкой для нашей группы является Каргополь, прекраснейший город! Впервые туда мы попали на «Баранье воскресенье» и нас там сразу заметили в наших нарядах, обычно ведь там поют преимущественно бабушки, а тут мы такие вышли (смеется). После нас туда пригласили с сольным концертом и на Праздник народных мастеров России. Теперь мы планируем выступить там с ещё одним сольным концертом снова! У нас там уже есть свой зритель, который нас ждёт, — поделилась Ирина Мотрюк.
— Планируете ли вы расширять географию выступлений за рамки региона?
— А как же! Может, если и не планируем, то мечтаем об этом. Эта мысль у нас постоянно в голове, но всё постоянно упирается в финансы. Мы стараемся выступать везде, куда нас приглашают, чтобы расширить аудиторию слушателей. Чтобы двигаться дальше нам нужно «засветиться» везде здесь — в Архангельской области. В настоящий момент планировать выступления, например, в Санкт-Петербурге пока нет возможности, ведь о нас там пока не знают, — ответил Константин Ядовин.
— Расскажите о своих костюмах. Вы сами их делали?
— Эти костюмы работа санкт-петербургского дизайнера Дарьи Поповой, основательницы бренда «Surepka». Все костюмы были сшиты по проекту Дарьи, она специально приезжала к нам в северные деревни, смотрела сохранившиеся традиционные поморские костюмы и сарафаны. После дизайнер интерпретировала собранный материал и создала нашу одежду, но уже в современной обработке. Это всё ручная работа. У Марианны сарафан «лебёдушка», его рукава можно распустить и они будут красиво развиваться как крылья, сам сарафан расшит натуральным речным жемчугом. У каждого костюма своя изюминка, — продолжила рассказ Людмила Подлисская.
— А почему вы носите армейские берцы?
— А чтобы был общий элемент у костюмов. Мы решили, что коллектив у нас современный, молодой, берцы это подчёркивают. Сапоги у всех одинаковые, только у Марианны немного отличаются — они более мягкие, без жесткого носка. Однажды мы приехали на концерт в Новодвинск, где выступали уже в новых костюмах, там нам сказали подумать над обувью, потому что до этого каждый носил что-то своё, получался разнобой. После концерта мы поискали в интернете обувь, выбор остановился на армейских ботинках, сразу же заказали их, с тех пор так и выступаем. Люди, которые подходят после выступлений говорят, что мы сильно выделяемся на фоне других артистов, бросаемся в глаза. Мы хотели собрать что-то стильное, чтобы костюмы смотрелись стройно, чтобы они одновременно были связаны с народным костюмом, но при этом были современными, — поделился Константин Ядовин.
— Чем вы стараетесь удивить зрителей?
— На одном из концертов мы напугали зрителей началом программы. Первая часть выступления была серьёзная, траурная, тяжёлая. Изначально люди испугались слова «смерть» в песне «Чёрный ворон», после мы спели народные песни на военную тематику. На тот момент это сильно резонировало с происходящим, тогда подходила к концу частичная мобилизация, поэтому у кого-то подобный выбор репертуара вызвал шок: у некоторых забрали родных и мужей. Люди думали. В зале после каждой песни стояла тишина, каждый думал и осмысливал происходящее. Однако, после концерта зрители подходили к нам, говорили, что всё прошло хорошо и замечательно, потому что вторая часть программы была из зажигательных, весёлых народных песен. Мы работаем на контрасте, ведь зрителя необходимо удивлять, — подчеркнула Ирина Мотрюк.
— Популярна ли сейчас среди молодёжи музыка вашего направления?
— Фольклорная аутентичная музыка ассоциируется у всех с поющими бабушками. Наша форма исполнения понятна молодому поколению, и нам самим интересна, в первую очередь, потому что это связано с фольклором. Можно сказать, что мы пропагандируем это направление для молодой аудитории. Причём избавляться от «бабушкинского» клише тоже не нужно — должно быть и то, и другое. Эти направления взаимосвязаны, мы черпаем материал из народного творчества, в том числе у бабушек. Если бы не было того что было до нас, то не было бы и группы «Прялица & Пряники». Однажды мы тоже станем бабушками и дедушками, но всё равно будем выступать с народными песнями в современной обработке, — смеясь, отметил Константин Ядовин.
— Какую главную цель ставит перед собой коллектив?
— Для нас важно профессиональное звучание, стараемся держать заданную планку, соответствовать достигнутому уровню, особенно важна частота пения. В коллективе нас пять человек, некоторые песни мы распеваем на четыре голоса, у каждого своя линия партии — это очень сложно. Поэтому сегодня мы вновь пели серьёзные песни — мы хотели показать жюри, на что мы способны. Сегодня, например можно было услышать перекрестное пение, многоголосие, — отметила вокалистка Марианна Пелевина.
Буквально на следующий день после интервью группа пригласила корреспондента ИА "Регион 29" оценить их «драйвовое» выступление на культурной программе Маргаритинской ярмарки возле Архангельского театра драмы. Коллектив действительно «зажёг» на большой сцене показав свои лучшие номера в программе продолжительностью почти в полчаса. Люди пританцовывали, хлопали и подпевали — никаких «серьёзных» произведений — команда из Онеги привезла людям праздник и веселье.
В ближайшие дни коллектив получит ответ касательно статуса «Народный самодеятельный коллектив», скорее всего положительный. Команду уже пригласили выступить на XVIII Межрегиональный фольклорный фестиваль имени основательницы Северного русского народного хора Антонины Колотиловой, так что уже в декабре оценить творчество группы «Прялица & пряники» сможет любой желающий.