Архангельский молодёжный театр продолжает осваивать новые сценические пространства в связи с реконструкцией своей родной площадки в особняке Шарвина на пересечении улицы Логинова и Троицкого проспекта.
24 сентября труппа театра показала на сцене Еврейского культурного центра (ЕКЦ) «Звезда Севера» постановку Дмитрия Крестьянкина «Человек для любой поры» (или «Человек на все времена»). За основу спектакля была взята одноименная пьеса британского писателя Роберта Болта, известного драматурга и писателя ХХ века. В своё время Роберт Болт адаптировал сценарии «Доктора Живаго» и «Лоуренса Аравийского» для кино. Как и в случае с «Человеком на все времена», киноадаптации ожидали премии «Оскар» за лучший сценарий и признание во всём мире.
Нынешняя постановка «Человека для любой поры» выделилась простотой сценического пространства и стилистикой в духе современного режиссёра Гая Ричи. Музыка из фильмов Гая Ричи, костюмы из фильмов Гая Ричи, стоп-кадры в ознакомительных сценах тоже как из фильмов Гая Ричи. Почему? Потому что это очень динамичное кино, приёмы из которого оживили историю о событиях, которым уже 500 лет! Основной упор в спектакле сделан на взаимодействие со зрителем, диалоги, монологи, активную актёрскую игру. История о жизни сэра Томаса Мора заиграла новыми, понятными для современного зрителя красками. Режиссёр Дмитрий Крестьянкин устами «простого человека» в исполнении Александра Берестеня называет спектакль «небольшим хулиганством», и в чём-то это правда.
Полная философских изречений и житейской морали: о ком же рассказывает эта история? Кто главный герой повествования? «Простой человек», как нам заявляет с самого начала автор постановки, или всё же сэр Томас Мор с его полной убеждённостью в собственных взглядах? Необходимо попробовать разобраться, где именно автор лукавит перед зрителем.
Сэр Томас Мор, автор известной книги «Утопия», ставшей родоначальницей целого художественного жанра, понёс наказание за своё непринятие английской реформации, связанной с громким бракоразводным процессом между королём Генрихом XIII и Екатериной Арагонской.
Бракоразводная система того времени запрещала просто пойти и развестись, любой брак имел привязку к религиозной (католической) составляющей, требовалось непосредственное разрешение на развод со стороны Папы Римского, тем более королевским особам. Да и сам брак был не простой, а междинастический — жена короля была дочерью испанского монарха, тоже католика. Король Генрих в этой ситуации решил пойти «от противного» и объявил главой английской церкви себя любимого и порвал все религиозные связи Англии с Римом. Большинство подданных, молча, приняли новые правила игры, отреклись от католичества и перешли под церковь английского монарха.
Казалось бы, что может пойти не так? Однако глубокие внутренние убеждения лорд-канцлера Томаса Мора, важного человека в государственной системе, не позволяют ему принять «новый порядок» и поддержать развод английского короля. Томас Мор глубоко верующий человек, убеждённый как в силе закона Божьего, так и закона человеческого, становится настоящей костью в горле у короля Англии.
Как настоящий патриот и гуманист, сэр Томас отказывается публично принять перемены, однако и против короля идти не собирается — это чревато народными волнениями и даже религиозной войной. Он постепенно уходит в тень с политической арены, смиренно переносит бедность и другие лишения, лишь бы не вступать в противоречие, в первую очередь — с самим собой, своей совестью.
— Я считаю, когда государственные мужи пренебрегают своей личной совестью в угоду общественному долгу, они ведут свою страну прямым путём в пропасть, — декларирует сэр Томас Мор в исполнении актёра Юрия Бегметюка.
Однако королю простого молчания сэра Томаса недостаточно, Его величество требует беспрекословного подчинения и согласия с любой глупостью, даже если он требует от подчинённых претвориться и стать музыкальной трубой или начать ходить на голове.
А что же большинство? А большинство принимает любые новые правила игры. Это в спектакле демонстрирует собирательный образ «простого человека» в исполнении Александра Берестеня: лодочник, тюремщик, прислуга и просто бессчетное множество других персонажей. Спектакль пытается нас раз за разом убедить, что вот он — главный герой истории, тот самый «человек для любой поры».
— Любое время — это время простого человека, — убеждает зрителей «просто человек» в исполнении Александра Берестеня.
Вместе с тем, «простой человек» в спектакле — это лишь исполнитель чужой воли, пешка в подчинённом положении, которая в постановке выполняет исключительно механическую роль, которую оправдывает всем, чем только можно: доносит по требованию представителей власти, ищет способов избежать ответственности за происходящее, пытается «жить, чтобы не трогали», а в конечном итоге это — судья и палач.
Когда «простой человек» недоумевает от своей чудовищной роли, вопрошает к королю и другим представителям власти, то те хладнокровно объясняют: это и есть твой удел. И нет бы — плюнуть в сторону высоких трибун, отпустить человека, в чьей невиновности нет сомнения, чья вина заключается лишь в исключительной убежденности своим взглядам. Нет!
Именно «простой человек» покорно берет молоток, надевает маску палача и начинает забивать гвозди в своеобразное распятие сэра Томаса Мора, с каждым разом всё проворнее и ловчее, в какой-то момент даже с «огоньком» и удовольствием. Разве может главный герой «на все времена» быть таким безвольным?
Визуальные решения спектакля просты и одновременно непривычны для театрального пространства, декорации минимальны: три стола, да пара скамеек. Вот перед вами распахнулись королевские залы, вот пристань и лодка, а вот крепость Тауэра или особняк сэра Томаса. Не лёгким движением множества рук столы складываются в эшафот, ещё немного — и перед вами боксёрский ринг, на котором происходит схватка чести и коварства. Сцена трансформируется на глазах, пролетают года, меняются локации.
Связь с нашим временем непрерывно поддерживают экраны телевизоров, где сменяют друг друга выпуски новостей, сериалы и футбольные матчи, а в центре всей истории — трагедия одного человека, готового пожертвовать благополучием своей семьи и социальным статусом ради глубокой внутренней убеждённости и веры.
Никто из главных героев повествования не смотрит за границы истории, за «четвертую стену», все они заняты своей социальной ролью, и только «простой человек» вглядывается в мерцающую даль монитора, иногда общается со зрителем. Он определённо хитрит и заигрывает, он пытается выдать желаемое за действительное. Вот где скрылось главное «хулиганство»! «Простой человек» присуждает себе главное место в пьесе, будто это он своей житейской мудростью и хитростью распорядился судьбами остальных героев, но даже он сам в конечном итоге не доволен собственной ролью.
Костюмы и стилистика фильмов Гая Ричи призваны осовременить постановку, сделать повествование более динамичным и «драйвовым». К тому же, история ведь про человека «для любой поры», а значит, что и костюмы там могут быть вообще любыми, вне конкретной эпохи и времени. И тут автор всё же даёт нам явную зацепку, кто тот самый человек, о котором рассказывает история, человек, который действительно есть во все времена. И это отнюдь не простой обыватель.
Стал бы режиссёр постановки так заморачиваться ради «простого человека», которого как не одевай, а он останется одинаковым, безликим, безымянным, безвольным? Весьма сомнительно.
Актуальны и другие вопросы, которые поднимает постановка, а точнее её главный герой сэр Томас Мор. Что есть смерть? Что есть молчание и какова его цена? В первом случае Мор заявляет своим гонителям, что смерть приходит за всеми, даже за королями. Смерть для Мора — не является наказанием, это закономерный конец любой жизни, а значит, и наказать ей человека невозможно. В первую очередь Мор — человек глубоко верующий, в его понимании Рай и Ад это не абстрактное место, а в первую очередь совесть человека. С молчанием всё гораздо сложнее.
— Молчание, господа, бывает разное. Молчание человека, который умер — это просто молчание. Это молчание не означает ничего. А что если, я выхвачу молоток, замахнусь на подсудимого, и никто из присутствующих не остановит меня? Это означало бы их молчаливое согласие. Молчание в некоторых обстоятельствах может говорить, — заявляет на суде обвинитель Томаса Мора сэр Томас Кромвель в исполнении Антона Чистякова.
Страшная сцена суда, на котором обвинение обрушивается на Томаса Мора, показывает, что человек может пострадать и за молчаливое несогласие с представителями власти. Однако главный герой остаётся непоколебим, хотя заступиться за него на показательном судилище никто не в силах. Присяжные, чьи роли «простой человек» запросто отдаёт зрителям в зале, не поднимают руки за обвинительный приговор, однако они молчат, а молчание, как уже было сказано «в некоторых обстоятельствах может говорить». В этом случае у Томаса Мора нет ни единого шанса. Он это прекрасно понимает, в отчаянной попытке сэр Томас Мор взывает к совести своих гонителей и короля. Безуспешно.
В этом спектакль напоминает другую постановку Молодёжного театра периода пандемии «Молот» режиссёра Максима Соколова. Атмосфера та же — средневековое судилище, охота на инакомыслящих. В отличие от постановки трехгодичной давности, в «Человеке для любой поры» Томас Мор предпочитает активной внешней борьбе с несправедливостью борьбу внутреннюю и проигрывает. Иронично, что в «Молоте» суд вершили католики над еретиками, тут англикане над католиком и всё это на площадке действующей синагоги.
«Человек для любой поры» — это история про внутреннюю красоту человека, его силу воли и стоический характер, про способность смеяться, когда смешно, плакать, когда грустно, а не когда повелит самодур-король с его обезумевшей от власти свитой. Это история о поражении в моменте и моральной победе вне границ времени.
Так кто же этот «человек для любой поры»? Такие люди есть во все времена — это факт, у них множество имён. Конкретно в данном случае, одно из них однозначно — сэр Томас Мор.
Следующие показы спектакля «Человек для любой поры» состоятся в ЕКЦ «Звезда Севера» 4 и 5 октября. Узнать информацию о работе Молодёжного театра можно на официальном сайте, а также в группе Вконтакте.