Участники проекта City Says (англ. — «Город говорит») собрали в один архив фотографии сохранившихся и уже утраченных граффити и стрит-арт объектов Архангельска.
Архив в первую очередь создан для исследователей, как экспертов, так и просто людей, желающих раскрыть для себя необычную тему. Проект является частью большого исследования, главная цель которого заключается в популяризации уличного искусства среди горожан, чтобы люди могли взглянуть на нелегальное искусство как на полноценного участника в культурной жизни Архангельска.
Временной период, который охватило исследование, начинается в 90-е годы ХХ века и продолжается в наши дни, объём архива превышает 40 гигабайт информации.
На основе собранного архива любой житель Архангельска может составить свой уникальный маршрут по истории города, связанной с объектами уличной культуры. В архиве собраны более 8000 работ уличных художников, называющих себя просто — райтеры. В народе этих людей принято называть просто — «вандалами» и «маргиналами». Однако, авторы проекта с такой позицией в корне не согласны.
— Развитие граффити-культуры в России проходило на фоне масштабных экономических и политических реформ, больше известных как перестройка. Изначальной целью реформ была провозглашена демократизация общества и экономической системы страны, но реформы привели, в том числе к экономическому краху, катастрофическому обвалу уровня жизни населения, нищете и безработице. В коллективном сознании жителя России граффити ассоциируется с этими болезненными воспоминаниями. Граффити культура стала синонимом разгула преступности и беспомощности властей. На самом деле развитие хип-хоп культуры, частью которого является граффити, способствовала как раз обратному. Вовлеченные в движение молодые люди смогли избежать наркотической зависимости и не стали частью бандитских группировок, бурное развитие которых пришлось на 90-е. Граффити и музыка были для них спасением и возможностью почувствовать себя частью чего-то большего. Граффити тусовка стала одним из первых осознанных комьюнити (прим. ред. от англ. community — «сообщество») на постсоветском пространстве. Об этом много говорят сами участники движения и исследователи российского уличного искусства. Однако, об этом порой не подозревает горожанин, который видит в граффити и стрит-арте только маргинальную угрозу, — рассказала куратор проекта, историк, искусствовед Анастасия Пронина.
По задумке основателей, архив уличного искусства станет отправной точкой в создании дальнейших выставочных проектов и исследований. Архив будет и дальше обновляться с интервалом примерно раз в квартал или раз в полгода. Это будет живое пространство, которое будет дополняться и расширяться по различным каналам — через исследования авторов проекта, путём добавления новых работ художников, а также старых, которые граффитчики и стрит-арт художники не смогли добавить раньше по разным причинам.
Пока попасть в Архив может любой уличный художник, так или иначе связанный с Архангельском. В будущем авторы проекта не исключают расширение географии проекта.
— Предметом исследования стала уличная культура как часть исторического бэкграунда страны в целом и ее влияние на формирование культурного ландшафта города. Цель этого проекта рассказать о том, что уличная культура — это важная часть культуры города, ее нельзя игнорировать и рассматривать только с точки зрения действующего законодательства. Она — нечто большее. Скорее всего, если мы в обозримом будущем будем расширять исследование, то первыми шагами будет исследование паблик-арта других городов Архангельской области. И по первоначальным оценкам граффити там не так много, преобладают другие формы, но при более предметном изучении может оказаться, что мы ошибаемся, — поделилась один из авторов проекта Наталья Щукина.
Ознакомиться с архивом уличного искусства проекта City Says и узнать дополнительную информацию о проекте можно по ссылке, а также в группе проекта.
Напомним, что недавно мы рассказывали о создании нового пространства на Мосеевом острове, где уличные художники украсили своими яркими работами серые стены бывшей промзоны по периметру Верфи традиционного деревянного судостроения.