В Архангельске идёт подготовка к экспедиции на поморском карбасе
1/18
Общество
Возле верфи в Архангельске установили поморское промысловое судно

Возле верфи в Архангельске установили поморское промысловое судно

13.09.2023 15:00Роман Филковский
Верфь традиционного деревянного судостроения на Мосеевом острове в Соломбале занимается изготовлением поморских судов. Один из проектов верфи включает в себя строительство поморского коча, который в будущем будет бороздить моря Севера. Другое судно – лодья, для образовательных целей на днях было установлено на специальной площадке возле верфи. В скором времени окружающие лодью территории преобразятся и станут местом притяжения туристов и жителей Архангельска.

В музейном пространстве возле Верфи традиционного деревянного судостроения на Мосеевом острове установили своеобразный памятник поморскому деревянному кораблестроению — каркас промысловой лодьи. 

Установка диковины была проведена в рамках проекта «Корабельная сторона». По задумке авторов проекта, лодья позволит проводить обучение детей и взрослых основам кораблестроения и мореходства даже после того, как главный объект на верфи — поморский коч, отправится в морские плавания. Лодья, установленная в центре двора верфи, выглядит очень контрастно на фоне огромного научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов», проходящего ремонт в сухом доке «Красной кузницы» после экспедиции, в котором оно село на мель в районе Земли Франца Иосифа.

В настоящий момент участок «Корабельной стороны», размером в 40 соток, благоустраивается. Здесь появится современное творческое пространство. Создаётся необычное для города место при грантовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив. В скором времени на участке установят освещение.

Мостки и молодые саженцыМостки и молодые саженцы

В прошедшие выходные на территории рядом с ангаром верфи «Корабельную сторону» почистили от мелкого строительного и растительного мусора, посеяли траву, нарядный вид приняли свежеокрашенные мостки на территории экспозиции. 

Волонтёры и неравнодушные жители города совместно с сотрудниками верфи высадили на участке двадцать семь деревьев: ели, сосны, лиственницы и туи, произвели отсыпку территории щебнем и опилками. После завершения работ участников накормили ухой по поморским рецептам и провели экскурсию по уже завершенным объектам верфи.

Марина ТитоваМарина Титова

— На участке запланирована, и уже строится, визуализация карты Западной Арктики. Это будет карта от Кольского полуострова до Ямала, вся эта территория будет отражена на 40 сотках. На карте будут обозначены важные исторические и географические локации, будут отображены промысловые суда и связанные с ними места: Пустозерск, Мангазейский морской ход, Святоносский маяк, Соловецкий монастырь, Новая Земля, Шпицберген. Будут отмечены исследования, как русскими, так и ненцами, так как полуостров Ямал входит в состав Ямало-Ненецкого автономного округа. На ненецкой территории будет установлен традиционный чум для создания образа региона, — рассказала волонтёр Марина Титова.

Уже выровнена площадка, на которой по дизайн-проекту будут устанавливаться арт-объекты, освещение и мафы (прим.ред. — малые архитектурные формы). На территории уже частично обустроены деревянные мосточки для удобного передвижения экскурсионных групп. Прогуливаясь по маршруту, экскурсанты смогут вообразить, что гуляют по Западной Арктике, а не по промышленной территории Мосеева острова. Каждый мосточек визуализирует промысловые ходы поморов, по которым наши предки ходили на охоту, рыболовный промысел, торговали с соседями. Помимо чума авторы проекта планируют установить горки для катания, которые будут символизировать Уральские горы, каменный лабиринт и фигуры арктических животных.

Работы по благоустройству продолжаются, но уже есть на что посмотретьРаботы по благоустройству продолжаются, но уже есть на что посмотреть

Центральным объектом будущей экспозиции станет уже установленная лодья, благодаря которой жители и гости Архангельска наглядно смогут узнать об основах деревянного судостроения. Дата официального открытия внушительного арт-пространства пока не разглашается. Организаторы продолжают благоустройство прилежащих территорий, проводят финальные работы по отсыпке участка, обрабатывают деревянные поверхности специальными защитными составами.

Внутри самой верфи стоит 19-метровый поморский коч — вокруг него начиналась эта история. Коч строится уже порядка четырёх лет, впереди его ожидает ещё много преобразований, ведь пока готов только каркас судна. Это полностью ручная работа — даже крепеж для его конструкций приходилось готовить силами сотрудников верфи, из-за чего они подумывают в будущем открыть отдельную кузницу.

Глеб ПлетнёвГлеб Плетнёв

— Проект находится в процессе. Благоустройство — процесс длительный, займёт два или три года. Основные проблемы верфи – это отсутствие знаков навигации, стоянки для машин, многострадальная дорога, по которой гости к нам добираются. Имеются трудности с санитарными условиями, потому что цех верфи не отапливается. Это вопросы, которые мы сами стараемся решать, хотя они не связаны напрямую с судостроением и созданием «Корабельной стороны»  — они нас немного тяготят, поэтому мы решили на них обратить внимание. Уже четыре года мы работаем здесь и стараемся из ничего сделать что-то, обратить внимание на колыбель Российского судостроения, в которой родились очень интересные и яркие проекты, прежде всего, связанные с развитием Архангельска, отмечающего в следующем году 440-летие. Морская история города началась отсюда,  с Мосеева острова, — рассказал руководитель проекта Глеб Плетнёв.

Предметы экспозиции верфиПредметы на экспозиции верфи

Рядом с кочем – музейная экспозиция, где школьникам, студентам и другим гостям верфи показывают инструменты, использовавшиеся поморами, и современные нам пилы, рубанки и другие столярные инструменты, которыми пользуются мастера верфи. Тут же, на втором ярусе, висят баннеры с историей судостроения на Севере от допетровской эпохи до наших дней. Молодёжи здесь рассказывают, что быть плотником — здорово. Это редкая и востребованная в наши дни профессия, несмотря на распространённые стереотипы.

Современные инструменты кораблестроителей Современные инструменты кораблестроителей

Верфь традиционного деревянного судостроения на Мосеевом острове регулярно проводит различные конкурсы по популяризации Арктики и традиционного судостроения: одним из таких мероприятий стал конкурс рисунков. Работы, победившие в соревновании, украсили забор, огораживающий территорию арт-пространства. Идущие на промысел поморы, художник, рисующий тюленей в свете заката, арктические исследователи, борющиеся за жизнь на прекрасном ледяном просторе — всё это и многое другое уже можно увидеть на территории «Корабельной стороны», расположившейся по адресу Мосеев остров, дом 12, строение 1.

— Мы в самом начале, здесь пока нет законченности. Раньше здесь были только заросли и различный мусор. И даже сейчас здесь работы на несколько лет, но нужно с чего-то начинать. Находясь в цехе, создавая какое-то производство, арт-пространство, очаг, точку роста, вокруг не должно быть беспорядка. И это только первая площадка, впереди вторая. Их необходимо развивать, но как развивать — это придёт сверху, путём встреч, разговоров, мозговых штурмов. Мосеев остров стал очень интересным пространством, пусть и не стандартным. Совсем рядом расположилась «Тропа Героев», проходят события в усадьбе Макарова, Фестиваль сварки. Во всём мире крупные промышленные пространства, вышедшие из технологического процесса, являются очень интересными дизайнерскими, креативными центрами. Архангельск может осуществить прорыв в Арктику, объединяя креативные мысли в этом месте. Мы решили пойти этим путем, и вкладываем в эту историю свою душу. Без души ничего не сделать, — заключил Глеб Плетнёв.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.