В Поморье объявлен особый противопожарный режим
1/14
Общество
В деревне Чухчерема решается судьба рухнувшей двухсотлетней церкви

В деревне Чухчерема решается судьба рухнувшей двухсотлетней церкви

18.08.2023 10:00Роман Филковский
Долгие годы церковь Василия Блаженного, построенная ещё в 1824 году, стояла без надзора, по прямому назначению не использовалась. На обветшавшее сооружение внезапно обратили внимание после обрушения части кровли и купола. Теперь, когда проблему заметили общественность, правительство и представители духовенства, у всех возник вопрос — что делать с несчастным памятником дальше? И главная проблема в этой ситуации, как оказалось, не только в деньгах.

Церковь Василия Блаженного в деревне Тарасово (Чухчерема) 1824 года постройки рухнула 31 июля 2023 года, так и не дождавшись своего двухсотлетия. По словам местных жителей, сооружение упало с грохотом, похожим на гром среди ясного неба, хотя ни для кого это не было неожиданностью. Долгие годы, ещё со времён конца советской власти, данный объект не получал должного ухода, последний ремонт в нем проводился где-то в 80-е годы ХХ века, но с началом «перестроечного» кризиса все, кто работал над восстановлением церкви, резко уехали из деревни.

Фото из книги «Памятники русской архитектуры» С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов. Фото из книги «Памятники русской архитектуры» С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов. Церковь Василия Блаженного находится справа, в центре колокольня, а слева девятиглавая Ильинская церковь (утрачена)

Хочется коротко обрисовать саму деревню. Поселение на месте деревни Тарасово (Чухчерема) уходит корнями в действительно далёкие времена. В «Кратком описании приходов и церквей Архангельской епархии» 1894 года говорится, что приход уже тогда существовал более трехсот лет. В годы СССР в деревне случился ряд характерных перемен: появились новые школы, колхоз, маслобойный завод, медпункт, клуб, магазины. Вероятнее всего, в те же годы была ликвидирована девятиглавая Ильинская церковь, а вместе с ней и погост на самом берегу реки, проще говоря — кладбище. И всё же село, по словам местных, гремело. Ближе к нашему времени поселение пришло в упадок, а вместе с ним и оставшиеся храмовые постройки старого церковного прихода. Печальная, ставшая обыденной, картина умирающей Северной Русской деревни.

Помимо рухнувшей церкви Василия Блаженного, внимание сразу привлекает большой поклонный крест рядом с новой часовней — это место того самого бывшего погоста, на котором в наши дни нет ни крестов, ни могильных камней, только кости, сложенные в кучку возле креста, красноречиво говорят о прошлом этого места. Сотни лет здесь хоронили людей — а теперь здесь трава и малинник. Стоит пройти чуть ближе к реке, и оказываешься на краю многометрового обрыва, а дальше река Двина. Насколько старым должно быть это кладбище и его захоронения, чтобы эрозия почвы так сильно размыла берег и подобралась вплотную к исчезнувшим могилам? Очевидно, что очень старым.

И вот, мы видим первоочередную проблему, которая коснулась не только бывшего погоста, но и старой церкви — близость к реке, буквально «слизывающей» метр грунта за метром в сторону храмовых построек. Сейчас у церкви Василия Блаженного рухнула только голова и крыша, но вскоре, без укрепления береговой полосы или перемещения подальше от края пропасти, она обязательно рухнет в объятия Северной Двины с высоты десятка метров. Если вдуматься, то нынешнее бедствие может стать спасением для постройки, ведь даже выстояв ещё пять-десять лет, церковь рано или поздно упала бы с обрыва, тогда спасать было бы нечего.

Нынешнее законодательство имеет ряд ограничений по перемещению памятников архитектуры, ведь по сути это нарушает историческую целостность объекта, его привязку на территории, облик всего сохранившегося ансамбля и первоначальную авторскую задумку. С другой стороны, парить в воздухе церковь тоже не заставишь, а значит, необходимо её перемещать, без этого все другие работы по восстановлению в скором времени могут быть помножены на ноль.

Другая серьёзная проблема — финансирование. Министерство культуры России регулярно выделяет средства на поддержание и сохранение исторических объектов Архангельской области, но учитывая высокую стоимость проектов и противоаварийных работ, очевидно, этих средств недостаточно, чтобы в полном объеме защитить все официально охраняемые объекты. Усложняется ситуация и тем, что церковь нельзя реставрировать без проекта, нельзя чинить её силами простых волонтёров-добровольцев. На всё требуются разрешения, экспертизы, профессионалы из крупных центров — всё это стоит больших денег. За самовольный ремонт может последовать наказание, вплоть до уголовной ответственности. 

— Мы будем обращаться в федеральное Министерство культуры, чтобы они помогли в восстановлении этой церкви. Если помощи не будет, то тогда будем просить помочь регион. Кроме того, мы попросим наши лесопромышленные компании, чтобы они выделили в виде благотворительности объем древесины для восстановления, а также попробуем переговорить с общественными организациями, которые занимаются противоаварийными работами и реставрацией, возможно, они возьмутся за работы конкретно по этой церкви. Её всё-таки необходимо постараться восстановить, купол поднять. А если говорить в целом, то раньше я обращался в Минкульт с просьбой создать отдельную программу по деревянным церквям, чтобы если их не все отреставрировать, то хотя бы сохранить посредством противоаварийного ремонта, чтобы они дальше не продолжали разрушаться. Ведь если сделать противоаварийный ремонт сейчас, то в дальнейшем легче будет всё это восстанавливать. До настоящего момента Минкульт от подобной программы отказывается, а мотивируют свой отказ тем, что учреждение ежегодно выделяет определённые деньги на эти цели и отдельной программы не требуется. Но мы, же видим, что денег они выделяют очень мало и этого недостаточно. Поэтому мы будем дальше бороться, чтобы создать такую программу, выделить на неё федеральные средства, — рассказал депутат Государственной Думы от Архангельской области Александр Спиридонов. 

Также депутат напомнил об имеющемся в регионе опыте, связанном с рядом церквей, построенных также на разрушающемся берегу, как, например, церковь в деревне Пияла Онежского района. Эта церковь также стоит на берегу, и хоть её относительно недавно реставрировали, но берег в районе церкви также, как в Чухчереме, потихоньку сползает, из-за чего церковь тоже может быть утрачена.

— Берегоукрепление стоит очень дорого и без помощи федеральной власти нам будет очень трудно сохранить эти объекты, ведь у региона объективно денег не так много, но мы постараемся решить этот вопрос, — подытожил Александр Спиридонов.

Постоянного прихода в деревне Чухчерема нет, на службы, по словам местного священника Алексея, в новую церковь, построенную на месте утраченной в советские годы девятиглавой Ильинской церкви и рухнувшей Васильевской, ходят порядка десяти человек. Однако батюшка не унывает, а продолжает свою работу с прихожанами, поддерживает моральный дух местного населения, организует беседы на важные темы. Его знают и любят местные жители, а он знает их, что хорошо видно из неформального общения при случайных встречах на улицах деревни. Недавно батюшка высадил вдоль разрушающегося берега вдоль бывшего погоста молодые кедры, которые пять лет выращивали на подоконниках местные жители. Корни деревьев должны укрепить разрушающийся берег, как разрушающийся дух укрепляют постоянный труд, вера в лучшее будущее, в Бога. Но на рост деревьев также требуется время, а его может не хватить.

Священник деревни АлексейСвященник деревни Алексей

— Мы их посадили в надежде, что это задержит разрушение берега и храма, это своеобразное берегоукрепление, — начал свой рассказ Алексей, и немного пройдя вдоль берега, указал вниз на песчаный обрыв. — Вон видно будто бы корень белый торчит — это человеческие кости. У местных жителей из-за этого есть предположение, что в этом месте орудуют «чёрные копатели», но лично я ничего подобного не видел и не слышал. Меня очень расстроила новость, что нельзя переносить исторические памятники. Я пока не знаю, что с этим делать, но если храм кто-нибудь начнет делать, вложит в него средства, а потом его просто смоет в реку, то это будет очень грустно и глупо. Было бы очень мудро всё это сперва продумать, чтобы впустую не выбрасывать эти деньги на воздух, — после этих слов батюшка Алексей спустился по крутому краю обрыва, чтобы осмотреть торчащие из грунта человеческие останки.

На вопрос, как часто он ходит вот так собирать кости, Алексей говорит, что занимается этим каждую весну. Эти кости, по словам священника, уже совершенно невозможно опознать или как-то идентифицировать, ведь могильных камней на погосте не осталось. Страшно даже представить, в каких целях кто-то использовал подобный «строительный» материал, а по сути — народную память и имена своих предков.

Епархиальный архитектор Владимир НикитинЕпархиальный архитектор Владимир Никитин

— Была информация, что храм руинирован, в целом так оно и есть, состояние у него уже далеко не аварийное. Сооружению требуются противоаварийные работы, но пока ситуация не настолько критическая, что требуется проводить полное воссоздание с самого нуля. Если в течении года будет сделан проект противоаварийных работ, то следующим летом можно будет начать восстанавливать, проводить первые противоаварийные работы. Однако, здесь явно требуется перенос храма из-за обрушения берега. Этот вопрос решаемый, в частности, в случае реальной угрозы памятнику — и это именно тот самый случай. Но перенос это уже следующий этап, а пока необходимо проводить противоаварийные работы, в первую очередь восстановить кровлю храма, чтобы он не упал дальше. Это будут временные меры, — рассказал епархиальный архитектор Владимир Никитин.

Архитектор приезжал в деревню тоже не просто так, материалы, которые он собрал, будут отправлены в Архангельскую епархию, где им дадут соответствующую оценку, сделают необходимые выводы. Епархия одной из первых обратила внимание общественности на случившуюся беду, она же старается совместно с небезразличными людьми проблему решить и даже готова принять непосредственное участие в процессе восстановления.

Местные жители также сильно переживают за исторический храмовый комплекс, в состав которого, помимо церкви Василия Блаженного входит старинная колокольня 1783 года — гибнет малая родина. Люди явно пребывают в растерянности — в эпоху интернета и освоения космоса мы не можем сделать того, что делали наши предки без мощной техники, при помощи пилы и топора, не можем позаботиться о сохранении своего духовного и культурного наследия.

Андрей местный житель Местный житель Андрей

— Эту церковь строили люди за свои деньги. Если это памятник, то, наверное, восстанавливать должно государство, ведь местных жителей осталось совсем мало. За свои деньги мы её сами не построим. Мы бы может, и скинулись бы, но ведь это нужно делать правильно, по чертежам, по закону. Местные специалисты, которые этим занимались, уже давно поумирали. Раньше ведь в каждом селении были свои плотники, да и вообще мужики рукастые этим занимались, строили. По хорошему, этим должны заниматься всем миром, и государство, и люди, и церковь, как это делалось раньше. Церковь и колокольню строили простые люди в XVIII–XIX веках, без пилорамы и крутых инструментов, на конях лес возили, топором, без единого гвоздя рубили, а теперь ничего вот сделать не можем, — поделился своими мыслями о восстановлении церкви местный житель Андрей.

Раньше церковь Василия Блаженного была обшита досками и окрашена, это хорошо видно на старых фотографиях начала ХХ века. Храмовый комплекс в давние времена служил ориентиром для проходящих по Северной Двине судов, был символом процветания и благополучия деревни. Теперь упавшая голова как символ беды, которая постигла Северную деревню повсеместно.

Местная жительница Александра ВасильевнаМестная жительница Александра Васильевна

— Я сама из Холмогорского района, живу здесь давно-давно, долго-долго. Местных мужиков, кто мог бы заняться восстановлением, честно скажу — нет. Молодые мужчины и сыновья все уехали на вахты, сами знаете, какая это жизнь. Как таковых рабочих в деревне нет. Давным-давно к нам приезжал батюшка Владимир, так вот он сказал, что церковь не должна с намоленного места упасть, и пока она вроде никуда не идёт. Что мы удивляемся обрушению? Мы люди, живём, стареем, падаем — вот и церковь, постояла и упала. Падение церкви — это всегда к беде. Знаете сколько сразу разговоров пошло? Ведь до этого в другом конце селения сгорели ещё две церкви, после них начали и дома гореть, один за одним. Страшновато стало, хотя деревня продолжает жить, — поделилась местная жительница Александра Васильевна.

После резонанса, поднятого в СМИ, на место обрушения приезжал представитель фонда «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Русского Севера» с целью изучить объект. Не факт, что организация возьмётся за реализацию этого сложного объекта, однако начало заложено. 

Владимир Станулевич, председатель Архангельского регионального отделения «Императорского православного палестинского общества»Владимир Станулевич, председатель Архангельского регионального отделения «Императорского Православного Палестинского общества»

— Нужно срочно вносить поправки в законодательство об охране памятников и реставрации, направленные в сторону максимального упрощения проведения противоаварийных работ. Проект по всем правилам стоит миллион рублей, почти столько же сколько и сами работы, если церковь не переносить, а закон запрещает перенос, то берегоукрепление это миллионов десять на десять лет. Потом проблема возникнет снова. Областным депутатам нового созыва надо прописать в бюджете строку на противоаварийные работы на деревянных памятниках истории и культуры. Хотя бы регионального значения, хотя закон позволяет их тратить и на памятники федерального значения. Реставрация одной церкви стоит 100-150 миллионов, за эти же деньги можно спасти противоаварийными работами 50-70 стоящих на грани гибели церквей. На конкурсы надо приглашать организации работающие с «Общим Делом» и «Вереницей», спасающими на пожертвования десятки церквей в год, — высказал свой вариант спасения исчезающих памятников Владимир Станулевич, председатель Архангельского регионального отделения «Императорского Православного Палестинского общества».

По всей Архангельской области разрушаются и падают сотни подобных храмовых сооружений, в некотором смысле церкви Василия Блаженного в селе Чухчерема сильно «повезло». Очевидно, что для сохранения культурного наследия Севера текущее состояние законодательства об охране памятников никуда не годится, как и существующий организационный подход. Созрела потребность в комплексных изменениях сферы реставрации, и не только церквей, в противном случае мы потеряем последние сохранившиеся памятники деревянного зодчества.

Напомним, что ранее на ситуацию с церковью Василия Блаженного в деревне Чухчерема обратило внимание правительство региона, там сообщили, что полномочия собственника памятника осуществляет МТУ Росимущество в Архангельской области и НАО. В самом Росимуществе заявили, что Архангельская область ежегодно принимает участие в заявочной кампании с целью получения федерального финансирования в рамках государственной программы «Развитие культуры» на проведение противоаварийных работ на данном памятнике.

К сожалению, церковь Василия Блаженного в деревне Чухчерема так и не вошла в число приоритетных, и в программу противоаварийных включена тоже не была. Остаётся только надеяться, что в ближайшее время о проблеме маленькой деревни в Архангельской области заговорят на самом высоком уровне.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.