Глава Архангельска Дмитрий Морев озвучил претензии «Экоинтегратору»
1/26
Общество
В Архангельске завершился XXIX Фестиваль уличных театров

В Архангельске завершился XXIX Фестиваль уличных театров

26.06.2023 18:00Роман Филковский
На закрытии Всероссийского фестиваля выступил театр-лаборатория Антона Адасинского «Дерево», который показал необычную постановку «Евангелие от Иеронима» на пляже возле областной библиотеки имени Добролюбова.

Вот и подошёл к своему завершению XXIX Фестиваль уличных театров, позади десятки выступлений коллективов из разных уголков России. Завершились показы в День города постановкой театра из Санкт-Петербурга «Дерево» — «Евангелие от Иеронима». С финальным словом в конце фестиваля выступил руководитель Молодёжного театра Виктор Панов.

Руководитель Молодёжного театра Виктор ПановРуководитель Молодёжного театра Виктор Панов

— У меня для вас не очень радостная весть — фестиваль заканчивается. Показано пятьдесят с лишним спектаклей, у нас работало огромное количество театров. Я должен поблагодарить всех вас за такое массовое посещение спектаклей. А сейчас выступит Антон Адасинский — загляните, пожалуйста, в энциклопедию, это без преувеличения — мировой лидер театра, сценарист, режиссёр и артист. Он не впервые выступает у нас в Архангельске. Его история такова, что много лет назад он вместе с Вячеславом Полуниным организовывали театр «Лицедеи», который до сих пор продолжает свою работу. И я считаю, что в следующем году мы увидим с вами спектакль, в котором примут участие Антон Адасинский и Вячеслав Полунин, и другие лидеры мирового театрального искусства, — представил выступающих на закрытии Фестиваля уличных театров Виктор Панов.

Танцевально-пластическая постановка «Евангелие от Иеронима» по мотивам картин Иеронима Босха была сыграна на городском пляже в районе библиотеки имени Добролюбова. Это спектакль о месте человека в большом мире, их взаимодействии и поиске истины, в постоянно меняющихся реалиях, где «всё повторяется по кругу». Актёры исполняли сложные пластические и танцевальные трюки, находились в постоянном процессе преображения, изменения, развивались и трансформировались от простых форм к всё более сложным, буквально проходили путь, с которым никому не по силам справится в одиночку.

Фрагмент из спектакля «Евангелие от Иеронима»Фрагмент из спектакля «Евангелие от Иеронима»

В спектакле по максимуму использовались особенности сцены — городского пляжа. Актёры «обливались» песком как водой, выкапывали из под «сцены» реквизит и элементы костюмов, и всё это под бой бочек-барабанов, который отбивал сам руководитель театра «Дерево» Антон Адасинский. Ну, а так как «сцена» находилась на открытом пространстве, а не в закрытом помещении, участники спектакля буквально жгли и отжигали! В спектакле сжигались декорации, для этих целей использовался настоящий огнемёт и керосин, а участницы фаер-шоу синхронно размахивали огненными веерами, демонстрируя завораживающую силу стихии огня.

Так как действие разворачивалось на пляже, то не обошлось без использования в театральных целях и другой стихии — воды. Река стала ещё одним местом действия, где один из главных героев находит своё очищение, уходя в закатную дорожку на глади Северной Двины, после чего возвращается к зрителям преображённым, новым, очищенным от скверны старого, сгоревшего по ходу спектакля мира. Теперь осталось только привести всё в порядок — полить растущие прямо из песка берёзы, подмести застилающий пляж от пепла и начать строительство «нового мира» с самого начала.

Спектакль богат на отсылки к произведениям Андрея Тарковского, Иеронима Босха, Эрнеста Хемингуэя и многих других деятелей культуры всех времён и народов. Он будто бы задаёт зрителям вопросы: «Кто мы?», «Куда мы движемся?». Мало сказать, что зрители были в восторге, долгие аплодисменты сопровождались криками «Браво!», а закончилось действие песне группы «Аквариум» «Искусство быть смирным».

Многие зрители пришли на спектакль со своими детьми, исключением не стала Анна Полюдовкина, которая рассказала о своих впечатлениях от Фестиваля уличных театров.

Зритель Фестиваля уличных театров Анна ПолюдовкинаЗритель Фестиваля уличных театров Анна Полюдовкина

— Мы были на многих выступлениях в этом году. Как всегда — все молодцы, очень здорово, что в нашем городе организуют такие мероприятия. Помимо закрытия, мы были на выступлении цирковых артистов, ходили на представления в детском парке. Больше всего меня в Фестивале поразил спектакль театра «Дерево» на закрытии праздника, — сказала Анна Полюдовкина.

Свой комментарий по окончанию праздника дал руководитель Молодёжного театра, основатель Международного фестиваля уличных театров Виктор Петрович Панов.

Руководитель Молодёжного театра Виктор ПановРуководитель Молодёжного театра Виктор Панов

— Сегодня уже можно подвести итоги. Это был двадцать девятый Фестиваль, но вот что-то происходит с народом — такого количества зрителей мы не видели раньше ни на одном фестивале! Это говорит о том, что уже четвертое поколение выросло на этом событии, внуки тех людей, которые ходили на первые показы — город живёт Фестивалем, вот они зрители! Я очень доволен. Около пятидесяти спектаклей было сыграно на четырнадцати площадках, множество замечательных коллективов посетили Архангельск. Особенно поразило выступление театра «Дерево» — это философский, пластический спектакль и наши архангельские люди воспринимают его! А там ведь и Босх, и Тарковский, все узнают эти символы, эти отсылки. Особенно впечатлило, когда поливали засыхающее дерево — этот символ надежды на жизнь. Я очень доволен прошедшим Фестивалем, — сказал Виктор Панов.

Рассказал художественный руководитель Молодёжного театра и некоторые детали грядущего XXX Фестиваля, который состоится уже в следующем году.

— Не хотелось бы сильно открывать планы на следующий год, но скажу так: есть Антон Адасинский, есть Вячеслав Полунин, Максим Диденко, Паша Семченко, Михаил Шемякин — великие театральные деятели мирового уровня. Уже в сентябре мы начнём узнавать кто из них хочет принять участие в нашем масштабном проекте для юбилейного Фестиваля, а хотят буквально все, — улыбаясь рассказывает Виктор Петрович. — В сентябре мы выясним состав участников и начнём репетировать, скорее всего в онлайн-формате. Хотелось бы вернуться к традициям первых Фестивалей, к ночной программе, которую как мы помним устраивал Владимир Резицкий, наш известный архангельский саксофонист. Для всех приезжих коллективов тогда это было большим шоком, каждому театру было дано задание сыграть ночью какое-то представление, небольшой «капустник» — это было уникальное зрелище. Сцена большого юбилейного спектакля, скорее всего, будет находится в воде, Михаил Шемякин продумает всё так, чтобы мы работали и с фейерверками, и с брызгами, а прочие секреты я пока рассказывать не буду, — поделился Виктор Панов.

Руководитель Молодёжного театра выразил надежду, что ХХХ Фестиваль уличных театров состоится, в том числе и в Северодвинске, как это бывало раньше, что площадки появятся в Соломбале, и может быть даже на Кегострове.

— Если мы вернёмся к подобному формату, то будет просто замечательно, вот к чему стоит стремиться и я надеюсь что у нас получится, — заключил Виктор Петрович.

Напомним, что с 2022 года впервые за долгое время программа Фестиваля уличных театров вновь охватывает главный праздник Архангельска — День города, о масштабном праздновании которого мы рассказывали в своих материалах.

Фестиваль проходит при поддержке гранта Президентского фонда культурный инициатив. 

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.