Недавно в Архангельске состоялись мастер-классы по изготовлению бубна из настоящей оленьей кожи. Провел их мастер-самоучка из Нарьян-Мара Валерий Гудырев. Он уже 15 лет изготавливает бубны в своем чуме в нескольких километрах от города. Мастер уверен, что именно там они заряжаются положительной энергетикой от леса и озера.
Что интересно, таинственный предмет за полтора десятка лет распространился не только по России, но и всему миру. Среди заказчиков — жители Канады и Франции, Норвегии и Испании, США, Японии и Турции.
Гаджет с тысячелетней историей
— Валерий, вы уже 15 лет изготавливаете бубны. Расскажите, пожалуйста, с чего началось ваше увлечение и чем оно вам нравится?
Началось мое увлечение в 2006 году, когда мы поставили первый чум в нескольких километрах от Нарьян-Мара. Через год в чуме появился мой знаменитый друг-шаман Коля, для него заказывали бубны, но век их был скоротечен. Сначала я их ремонтировал, а потом решил сделать сам и у меня получилось. Сейчас Коля переехал в Тюмень, а я продолжаю работу в чуме вместе с семьей. У нас с женой Татьяной работают два интернет-магазина, где мои работы может заказать каждый.
— Расскажите, пожалуйста, об их применении. Как много среди покупателей необычных людей?
Бубен — самый древнейший инструмент на нашей планете. Первобытный человек вышел из пещеры и пошел добывать себе провизию. Добыл зверушку, мясо съел, а шкуру выкинул на улицу. Шерсть сошла, осталась только кожа. Кожу натянул на какую-либо основу, извлек звук. И вуа-ля — гаджет с тысячелетней историей готов. По нынешним меркам это айфон, только очень старый. И, что интересно, этот гаджет до сих пор живет. Только в отличии от айфона бубен сидит в генетической памяти любого человека.
Сейчас люди возвращаются ко всему старому, потому что глобальная повестка вливает множество грязи в души и сердца людей. И люди пошли назад — искать свои корни. У каждого из нас в роду кто-то в каком-то поколении чем-то ведал. И у каждого из нас в подсознании сидит генетическая память о наших предках — семья-род-племя. При звуках бубна просыпается генетическая память, мы начинаем копаться в себе и своем роду, и находим прапрадеда, который, например, был костоправом (сейчас бы его называли мануальным терапевтом).
Шаманские бубны — обязательный предмет айтишников
— Недавно в Архангельске вы провели мастер-классы по изготовлению бубна. Как много пришло северян и зачем они их создавали?
В первый день на мастер-класс пришли человек десять, во второй — чуть меньше, человек семь. Люди, которые пришли создавать бубны, непростые. Они все что-то практикуют и чем-то занимаются. Среди них есть те, кто занимается картами таро, стоят на гвоздях, заваривают травы, а кто-то занимается «вправлением» костей в привычное положение. Но, стоит сказать, что наша целевая аудитория — это не только практикующие люди, но и айтишники, медики и представители множества других профессий.
Очень часто заказывают бубны айтишники. Что интересно, у них есть байка — танец с бубнами. Они мне объясняли связь бубна и компьютора, что они работают в одном двоичном ключе. Рассказывали мне и про алгоритм их схожей работы. Если у них что-то не получается в работе, они берут бубен, бьют в него и через пять минут у них все налаживается.
На выставке в Москве ко мне подошел айтишник, сказал, что у него большая айти-компания и на носу серьезный проект и купил большой бубен. Я очень удивился. Но я стараюсь в занятия людей не вникать. Знаю лишь одно, что я очень многим людям полезен. Я делаю для людей инструмент, который каждый использует в своих целях.
— Вы уже говорили о процессе создания бубна. Расскажите, пожалуйста, метод его создания за много лет не изменился?
Нет, ничего не изменилось. Единственное, в какой-то степени упрощается работа, появились помощники — дрели, шуруповерты, лобзики. С ними работать стало проще. Самое главное при создании бубна — это кожа. Зимой после забоя оленей я закупаю от 200 до 300 шкур. После этого раскладываю на веревках между елками на просушку. Кожа сохнет, обветривается, после чего в течение месяца ее замачиваю.
А основа у собственноручно сделанного бубна — древесина. Рукоятка (за что держат бубен) сделана в виде «витрувианского человека» Да Винчи. К каждому бубну в комплекте изготавливается «камка» — небольшая палочка с мехом на конце, чтобы при биении не повредить бубен.
В России мало, кто работает на своей коже. А уважающий себя мастер должен сделать изделие с нуля.
— Сколько примерно времени уходит на создание одного бубна?
Примерно от трех до восьми недель. Я изготавливаю бубны во многих размерах — от 12 до 60 сантиметров. По индивидуальному заказу можно сделать и больше.
Среди крупных заказчиков — Совет Федерации
— Как много людей заказывают бубны в Нарьян-маре и какое у них применение?
Спрос на бубны большой. Как-то в Канаду заказывали бубен 107 сантиментов для мужчины, который занимается шаманизмом и нумерологией. Но, как я уже говорил, стараюсь глубоко в тему не вдаваться, я лишь их создаю. А для чего — каждый человек выбирает сам. Бывают и корпоративные заказы — по 150 и 200 бубнов. Среди моих корпоративных заказчиков — нефтяники и даже Совет Федерации РФ. А так — заказы поступают со всего мира.
— Вас не удивляет такой спрос со всего земного шара?
— Нет, меня это не удивляет. Ранее мои бубны действительно распространились по всему миру. Но сейчас из-за санкций этот процесс чуть поубавился. Нужно понимать, что бубны есть на всех континентах планеты, у всех народностей. Это то, что объединяет всех. А исполнение бубна зависит от происхождения. В Африке, например, они создают бубны из жирафьей кожи, мы — из оленьей.
— Что вам больше нравится — сам процесс создания необычного предмета или его связь с прошлым?
Это связь не только с прошлым, но и настоящим и будущим, низом и верхом. Бубен — это проводник. С помощью бубна мы уходим в какую-либо точку, в которую хотим попасть. И это происходит быстрее. Когда даешь в бубен, у человека расширяются зрачки, приливает кровь, учащаются дыхание и сердцебиение. Здесь как раз важен размер. Чем больше размер бубна, тем глубже и насыщеннее звук. Это как маленький колокольчик, который звенит тише, чем большой.
— Расскажите, пожалуйста, о вашей необычной мастерской. Она находится прямо в чуме?
— Все работы, деревянные и кожевенные, делаются в моей мастерской, а она находится в чуме. Единственное, я делаю в квартире — это натягиваю кожу, потому что для этого нужна постоянная температура. А все остальное — в чуме, откуда и название моего бренда «Чумовые бубны».
В моем чуме всегда немало туристов. Познакомиться с моими работами приезжают жители Архангельска и Москвы, Санкт-Петербурга и Казани, Екатеринбурга и Уфы, Сыктывкара и Кирова. Сделать это могут все желающие онлайн по ссылке.