Классическая
повесть Александра Пушкина «Капитанская
дочка» о приключениях и любовных страстях
молодого Петруши Гринева вновь
рассказывает юным зрителям и их родителям
о чести и долге, любви и преданности,
предательстве и малодушии. Главный
мотив постановки неизменен, как и сами
русские пословицы — «береги платье
снову, а честь смолоду». Именно этим
напутствием провожает юного сына на
службу отец главного героя, именно с
этой установкой проходит свой путь
Петр Гринев.
— Спектакль
очень трудоемкий и требовательный,
многогранный,
но
при этом вполне конкретный. Александр
Сергеевич создал замечательную рукопись, основываясь на исторических событиях,
а мы постарались сохранить его посыл и
перенести на сценическое пространство, используя минимум средств. Признаюсь, для меня этот опыт совсем нелёгок, но
очень интересен. Жаль только, что не
могу попасть на него как зритель и
посмотреть со стороны. Обрадовало
количество зрителей, посмотревших до
конца, и поблагодарившие аплодисментами
— это
большой показатель состоявшейся
премьеры. Поначалу мне показалось, что
зритель
не совсем
понимает задумку
спектакля,
от
этого даже
было
немного тяжеловато, но к середине
премьерного
показа я стал
замечать ответную
реакцию,
от чего стало легче. У
нас очень
благодарный зритель.
Ну
и чтобы ни происходило на площадке, текст Александра
Пушкина,
пусть и в сокращённом виде, остался,
— рассказал
о премьерном показе участник постановки, артист театра кукол Алексей Бурмагин.
«А
что
же это за игра такая?» — задаются сегодня
многие вопросом о
названии спектакля.
Ответ можно попытаться услышать из уст
самих актёров: это и народные песни о
той лихой эпохе, и о её героях, и само
действие, в ходе которого площадка
преображается буквально на глазах при
минимальных взаимодействиях — всё это и есть та самая игра.
Всего
два актёра на сцене, но какое изобилие образов — более 20 персонажей!
Елена и Алексей ловко преображаются в
своих героев буквально одним
движением руки, небольшой сменой
интонации. В этом им помогает авторская
задумка, по которой каждая вещь в
спектакле что-то означает, символизирует
конкретного героя или
ждёт взаимодействия с актёром:
зелёная треуголка — образ молодого и
несмышлёного шестнадцатилетнего Петруши
Гринёва, красные бусики — образ
капитанской дочки Маши Мироновой, а
грозная казацкая папаха на меху —
разумеется, образ жестокого, но
справедливого разбойника Емельяна
Пугачёва.
Спектакль длится два с половиной часа с антрактом и начинается весьма необычно — с оглашения Жалованной грамоты дворянству. Читает её как бы нарочито неграмотный крестьянин в избушке возле горящей печи, после чего «великий указ» отправляется на растопку. Остаётся только гадать, случайно ли по неграмотности «холоп» бросает манифест в печь или же перед нами уже предстал один из бунтарей мятежной слободы.
Декораций в привычном значении у спектакля практически нет. По ходу действия актёры вместе со зрителями перемещаются по самым разнообразным локациям Оренбургской губернии XVIII века, но делают это при помощи собственной фантазии, сторителлинга и приёмов театра объекта, в котором каждая вещь что-то значит, имеет особое место и значение.
Помогает
зрителю в
этом путешествии по литературным
локациям и
компактность
декораций, некоторые из которых
представлены в виде самых абстрактных
образов, но
неизменно изготовленных из природных
материалов — дерева, ткани, бумаги и
стали.
Так, например, для сцены в заснеженном
Оренбургском поле, где произошла первая
встреча главных героев истории с
Пугачёвым, перед зрителями расстилают
большое белое полотно, из которого, как
из сугроба, появляется замерзающий в
буране разбойничий предводитель Пугачёв.
А для сцены в бильярдной Симбирского
кабака, где Петруша проигрывает в бильярд
Зурину «легко ли дело» — 100 рублей, из
под белого сукна появляется характерное
зелёное сукно, вдалеке звучат пьяные
разговоры кабацких гуляк, застольные
песни и бряцанье посуды. Легко поверить,
что мы попали в кабак вместе с Петрушей
и переживаем события повести
вместе,
практически
можем принять в них участие — до актёров
нужно буквально руку протянуть.
Актрисе Елене Антушевой очень понравилась близость действия к зрителю. По её мнению, это позволило вовлечь смотрящих в игровой процесс и избежать путаницы в большом количестве персонажей постановки.
— Больше
всего я опасалась, что зрители не примут
эту игру с предметами и минимализм постановки. Мне самой очень нравится
театр объекта и бесконечные возможности
трансформации каждого предмета, они
просто будоражат моё воображение.
Опасалась, что будет сложно воспринимать
20 персонажей, сыгранных всего двумя
людьми, что при этих перевертышах
возникнет ненужный эффект комизма. Однако, кажется, зритель включился в
игру и очень сочувственно следил за
приключениями и преображениями деревянных
чурбачков. У каждого предмета в спектакле
есть свой «маршрут» — как и куда он
перемещается, почему и во что превращается.
Я бы хотела посмотреть на это, как
зритель, и, может быть, даже не один раз,
чтоб отследить все эти маршруты. Очень
хорошо, что маленькая дистанция до
зрителя — можно с ними разговаривать,
рассказывать им историю, которая мне
самой очень важна. У нас не было задачи
никого удивить — мы делали то, что нам
самим было дорого и интересно.
Очень радостно, что, кажется, «совпали»
со зрителем, но спокойно относимся и к
тем, кому театр объекта не близок. Это, действительно, игра, похожая на то, как
играют дети — из того, что попалось под
руку, но максимально честная, — рассказала о постановке актриса Елена Антушева.
Вместо
задника в спектакле используется карта
Оренбургской области, тут
видны и Белогорская крепость, и Оренбург,
и Симбирск. Атласными лентами на карте
расстилаются сибирские реки, из деревянных
чурок вырастают города и крепости. Всё
это заставляет работать воображение
зрителя, перенося его то во «дворец»
Емельяна Пугачёва, расположенный
в простой русской избе, то в родную
деревню Петра Гринёва, где живут его
родители, то в тюрьму, куда попадает по
ходу действия герои.
Особое место в постановке занимает музыка, которую написал композитор Архангельского театра драмы Артём Татаринский. Он специально написал темы для всех ключевых локаций и действующих лиц спектакля, отражающие их характер и эмоциональное состояние в разных сценах.
В
дополнение к композициям Артёма
Татаринского, атмосферу спектакля
создавали сами актёры, играя на глюкофоне — специальном инструменте
для медитации, а
также
при помощи народных песен про Емельяна
Пугачёва. Песни как
бы умышленно звучат слегка невпопад, с
намёком на широкую вариативность
«народных» мотивов, в которых даже сами
герои
постановки
иногда фальшивят и путают слова. Всё
это создаёт неописуемую ауру театрального
уюта и переносит зрителей в атмосферу
Пугачёвского лихолетья.
Посмотреть
показы спектакля «Игра о заячьем
тулупчике» по мотивам исторического
романа «Капитанская дочка» Александра
Сергеевича Пушкина можно в
Архангельском театре драмы
25
и 26 марта, 15 и 23 апреля, а также 7 мая. 12+глав