Накануне совещания депутаты посетили ряд образовательных учреждений Красноборского района. В селах Черевково и Красноборск в рамках госпрограмм появились новые здания школ и детских садов, учреждения оснащены новым оборудованием, мебелью и учебниками. Но для качественной организации образовательного процесса не хватает квалифицированных кадров и эта проблема характерна для всех районов и городов.
Согласно статистике, в образовательных учреждениях Поморья открыты 516 вакансий педагогических работников. Особенно в школах не хватает учителей русского языка и литературы, математики, информатики и иностранного языка. Остро чувствуется дефицит и в отношении узких специалистов — дефектологов и психологов.
О мерах, принимаемых для сокращения кадрового дефицита в учреждениях образования, депутатам рассказал министр образования Архангельской области Олег Русинов. Так, например, с 2020 года регион участвует в федеральной программе «Земский учитель». Благодаря ей педагогам, устроившимся на работу в сельской местности, предоставляются выплаты в размере 1 млн рублей. Дополнительные меры поддержки начинающих педагогов приняты на региональном и муниципальном уровне.
— У нас уже несколько лет молодые специалисты впервые приступающие к работе в организациях образования получают выплату в 100 тысяч рублей. На протяжении двух последних лет мы поддерживаем студентов, обучающихся по целевому направлению в педагогических вузах, они получают ежемесячно дополнительно к стипендии по пять тысяч рублей. По завершению обучения выпускники обязаны трудоустроиться в наши образовательные учреждения, — говорит председатель комитета областного Собрания по культурной политике, образованию и науке Ольга Виткова.
Вместе с тем, особые надежды специалисты связывают с развитием института наставничества, тем более, что 2023 год в России объявлен годом наставника и педагога. Кроме того, в школы возвращается практика работы психолого-педагогических классов.
— Ситуация с кадрами в образовании не так видна людям, как ситуация в медицине. Но она гораздо критичнее. Педагоги говорят о непомерных нагрузках, учителя вынуждены брать даже не полторы, а уже, как правило, две ставки. Речь идёт и о серьезных дополнительных нагрузках в части воспитания и организации досуга школьников. Нельзя накладывать на человека бесконечное количество обязанностей. А всё это получается из-за того, что ребята не идут работать в сферу образования. Почему так происходит? Уровень оплаты труда очень скромный. Решение проблемы должно быть найдено и мы обязаны его реализовать. Если нужна финансовая поддержка со стороны областного бюджета, то я не сомневаюсь, что мы найдем поддержку со стороны правительства региона и областным Собранием эти решения утвердим, — сказала спикер регионального парламента Екатерина Прокопьева.
Особое внимание, по мнению председателя областного Собрания, необходимо уделить повышению престижа профессии педагога и профориентационной работе со школьниками — сегодня будущие абитуриенты довольно редко заявляют о готовности стать учителем. В результате количество выпускников педагогических институтов сократилось в разы.
Председатель Собрания депутатов Вельского района Татьяна Абрамова предложила доработать критерии программы «Земский учитель» и разработать на региональном уровне программу по покупке жилья для учителей.
Также участники заседания предложили от областного Собрания вынести на обсуждение Парламентской ассоциации Северо-Запада России вопрос о возвращении системы распределения кадров, в частности выпускников педагогических вузов, обучавшихся на бюджетной основе.