Как пишет «Правда Севера», сейчас проходят зимние съёмки, впереди — весенние и осенние.
По словам режиссёра Клавдии Хорошавиной, главная тема фильма — Байкал как характер и как явление природы, а также то, как он проецируется на характеры писателей, живущих на Байкале, и на их произведения.
– Снимаем в Голоустье, на берегу Байкала, — рассказывает Клавдия Михайловна. — Очень холодно, руки мёрзнут. Но я чувствую мощь Байкала под толщей ледяного покрова. И представляю, как начнёт ломаться и громыхать лёд. Обязательно хочу заснять этот момент весной. А потом — осеннее многоцветье берегов Байкала.
Фильм снимается при содействии Союза писателей России. И в нём примут участие писатели, чья судьба и творчество связаны с озером — это Владимир Скиф, Анатолий Байбородин, Василий Забелло, Ирина Прищепова, Олег Шемякин.
– Со мной работает красноярский оператор Юрий Суетов, с которым я снимала ещё свой дипломный фильм, — рассказывает Клавдия Михайловна. — Здесь нас встретил Олег Шемякин, который круглогодично живёт на берегу Байкала, к тому же он предприниматель, организовал туристическую фирму «Байкал-сафари». Он сам рыболов, охотник и большой друг славного моря, пишет о нём книги.
По словам Клавдии Михайловны, он так расчистил лёд, что через него можно было увидеть и заснять подводную жизнь Байкала.
– Так нам удалось заглянуть в «око России», как ещё называют Байкал, — говорит Клавдия Хорошавина.
Небольшая съёмочная группа в составе режиссёра и оператора также побывала на Ангаре и Енисее.
– Мы хотели попасть в дом Валентина Распутина, но зимой это невозможно, — рассказывает Клавдия Хорошавина, — в том месте Ангара вырывается из Байкала и вода не замерзает.
Клавдия Михайловна родом из Сибири, и это всё её родные места. После окончания Ленинградского института театра, музыки и кинематографии она работала на телестудии в Красноярске. Не раз общалась с Валентином Распутиным, который впоследствии участвовал в её фильмах, в частности в документальном фильме «Неистовый», который посвящён творчеству Фёдора Абрамова.
С Виктором Астафьевым Клавдия Хорошавина познакомилась ещё второкурсницей, когда снимала о писателе киноочерк. Будучи профессиональным режиссёром, сняла шестисерийный фильм для телеканала «Культура», в котором Виктор Астафьев рассказывает о себе и читает отрывки из своих произведений.
Первый, дипломный фильм Клавдии Хорошавиной получился весьма драматичным — он тоже посвящён родным краям. В нём речь идёт о том, как выселяли её родную сибирскую деревню, которая должна была пойти на дно рукотворного моря. Сюжет схож со знаменитой повестью Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Но продолжение оказалось неожиданным — деревню выселили, людей расселили по разным сёлам и посёлкам, оторвав от родной земли. Но море до деревни не дошло. И она навсегда осталась призраком и сердечной болью — ведь жить в ней было невозможно.
Затем Клавдия Хорошавина вернулась к этой теме уже в современных условиях, сняв фильм «На дне». В нём шла речь об экологических последствиях строительства Богучанской ГЭС в Приангарье. А также о том, как новое большое переселение скажется на судьбах людей, их последующей жизни и характерах.
Поэтому можно сказать, что новый фильм — продолжение темы, которую режиссёр проводит на протяжении всего своего творческого пути.