В Архангельск приехали гости. Исследователь стрит-арта, соавтор подкаста «Росстритартнадзор» Алексей Шахов — из Екатеринбурга. Режиссёр фильма «Трещины» о граффити-сцене культурной столицы Павел Никифоров — из Санкт-Петербурга. Ну, а искусствоведа Анастасию Пронину, тоже петербурженку, уже гостьей не назовёшь — она бессменный куратор City Says. Все они вместе с директором архангельского центра современного искусства ARKA Натальей Щукиной собрались на пресс-конференции в молодёжном центре, чтобы рассказать, чего ждать от второго сезона проекта.
По словам Натальи Щукиной, второй сезон продлится до конца августа 2023 года. Главным его событием станет создание в Архангельске так называемого «музея граффити». Он будет существовать в двух ипостасях — как сайт с каталогом и как маршрут для осмотра работ в естественной среде. Отбором экспонатов будут заниматься эксперты, но организаторы также хотят услышать мнение архангелогородцев.
— Есть работы, на которые мы, возможно, не обратили бы внимания, но для людей они важны, — отметила Наталья. — Может, это какой-то персонаж, который встречает их каждый день по дороге домой с работы. И люди хотят, чтобы он оставался там и никто его не закрасил.
Кроме того, зимой выйдет фильм об истории граффити в Архангельске. Съёмки уже подходят к концу, скоро начнётся монтаж. А весной планируют выпустить серию журналов или даже книгу.
Анастасия Пронина рассказала, зачем вообще архивировать граффити.
— В 2019 году, когда я в первый раз попала в Архангельск, я была поражена тем, какое количество работ конца 1990 — начала 2000-х сохранилось на стенах города, — поделилась Анастасия Пронина. — Уровень сохранности на архангельской граффити-сцене уникален. Поэтому и была придумана программа, направленная на архивацию граффити-наследия. Попытка объяснить, что граффити и стрит-арт — это такой же культурный пласт, как и любое другое культурное высказывание, очень важна. Особенно это важно для таких городов как Архангельск, где отношение жителей к уличному искусству нельзя назвать положительным. Это возможность огранизовать граффити и познакомить город с его героями: показать, что художники, которые работали в 1990-е годы, — это не маргиналы.
Такой проект, по словам Анастасии, позволит создать полноценные экскурсионные маршруты, по которым смогут гулять жители и гости города. Да и вообще сделает Архангельск первопроходцем.
— В Петербурге есть музей стрит-арта, а вот музея граффити у нас в стране не существует, — добавила куратор.
В словосочетании «музей граффити» кавычки требуются не только музею. С граффити тоже не всё-так однозначно. Этим словом подчас называют всё уличное искусство — от тэга до мурала. Но специалистов раздражает такая путаница.
— Для меня не ставить рамки между граффити и стрит-артом — всё равно, что не ставить рамки между футболом и бейсболом, — сказал Алексей Шахов.
Если просто, то граффити — это теги, шрифтовые композиции, это средство общения участников субкультуры. Стрит-арт — это нелегальное уличное искусство. Архангельские муралы легальны, поэтому это паблик-арт.
Впрочем, по мнению Павла Никофирова, граффити не замкнуто внутрь себя: граффитчики, как и документалисты, занимаются фиксацией «трещин» — проблем города.
— Предположим, где-то в городе началась стройка, — привёл он пример. — У этой стройки есть паспорт объекта, где обозначены даты начала и окончания работ. И эту стройку обнесли дурацким гофрированным дешёвым тонким забором. Но стройка начинает затягиваться. Срок выходит, а ужасный забор стоит. И вдруг он начинает покрываться тегами, рисунками. Они фиксируют лишь одно: «Этот забор здесь не к месту, уберите его!».
Вопрос же, что брать в музей, ещё открыт, и поэтому название «музей граффити» очень условно.
— Я тоже очень болезненно реагирую, когда люди называют граффити всё, что они видят, — сказала Анастасия Пронина. — В Архангельске уличная сцена представлена преимущественно граффити. Вопрос, что включать, очень правильный. Думаю, важно включать важные для города интервенции. Возможно, если мурал хороший, если он нравится жителям, он тоже должен быть в маршруте. Но тогда мы будем очень плохими специалистами, если мы назовём это «музеем граффити». Поэтому название рабочее.
В финале разговора про то, что будет в музее и как его называть, Алексей Шахов экспромтом выдал исчерпывающее предложение:
«Музей граффити, стрит-арта, муралов и/или любых других видов уличных интервенций, созданных на асфальте, стенах, билбордах, а также других поверхностях городской среды Архангельска».