В Поморье объявлен особый противопожарный режим
Общество
Дорогие читатели: «Ростелеком» и ГК «ЛитРес» выяснили, что читают россияне и сколько они готовы потратить на цифровую литературу

Дорогие читатели: «Ростелеком» и ГК «ЛитРес» выяснили, что читают россияне и сколько они готовы потратить на цифровую литературу

09.08.2022 15:40
Более 70 процентов россиян назвали книги предметами первой необходимости, а 34 процента увеличили годовой бюджет на покупку их цифровых версий, причем самыми активными покупателями оказались читатели в возрасте от 26 до 35 лет.

Такие данные получили ГК «ЛитРес» и «Ростелеком» по итогам опроса аудитории сервисов ЛитРес, MyBook и «Ростелеком Книги», проведенного в преддверии Всемирного дня книголюбов. Заодно сервисы выяснили, каких авторов особенно ценят современные читатели. В топ вошли как мировые классики, например, Михаил Булгаков и Эрих Мария Ремарк, так и ныне живущие писатели, среди которых Виктор Пелевин и Фредрик Бакман. На вопросы ответили более 1,5 тысячи респондентов по всей России.

Так, более 70 процентов участников опроса отметили, что книги входят для них в число товаров первой необходимости. За последний год 34 процента респондентов увеличили долю трат на цифровые книги в структуре своих бюджетов, 36 процентов сохранили затраты на чтение на прежнем уровне. При этом 40 процентов читателей ежегодно выделяют на книги от 1,1 до 5 тысячи рублей, а 27 процентов тратят на них от 5,1 тысячи. Чаще всего не жалеют денег на литературу респонденты в возрасте от 26 до 35 лет, на втором месте — читатели от 36 до 45 лет, на третьем — те, кому более 46 лет.

Большинство опрошенных (44 процента) ежемесячно покупают новые книги, 27 процентов — раз в полгода, еще 8 процентов делают интеллектуальные покупки раз в неделю или даже чаще. За последний год выросла частота покупки цифровых книг (38 процентов). Так, 43 процента читателей прочитали не менее десяти электронных книг, 38 процентв прослушали более 10 аудиопроизведений.

Выбирая, что почитать, люди по-прежнему больше всего доверяют мнению друзей и знакомых (46 процентов), примерно одинаковое количество прислушивается к рекомендациям книжных сервисов (34 процента) и ориентируется на публикации в СМИ и обзоры блогеров (31 процент). Важным фактором покупки также остаются скидки (23 процента и успешные или только запланированные экранизации (22 процента). Обращают внимание читатели и на общественное признание: книгу знаменитого автора купят 18  процентов, а произведение, получившее литературную премию, — 14 процентов.

На литературные предпочтения россиян традиционно влияет возраст. Жанр, который объединяет все возрастные группы, кроме читателей старше 46 лет, — современная проза. Фэнтези, фантастику и детективы выбирают 18-летние пользователи и респонденты старших групп (36–45 и 46+). Участники 19-25 и 26-35 лет с удовольствием читают книги по психологии и любовные романы, а классику покупают читатели старшего возраста.

А вот как выглядят пятерки авторов, которые лидируют у пользователей книжных сервисов.

  • Отечественная классика: Михаил Булгаков, Александр Пушкин, Антон Чехов, Федор Достоевский и Николай Гоголь
  • Зарубежная классика: Агата Кристи, Рэй Брэдбери, Эрих Мария Ремарк, Джейн Остин и Джек Лондон
  • Современная отечественная проза: Борис Акунин, Сергей Лукьяненко, Виктор Пелевин, Наринэ Абгарян и Татьяна Устинова
  • Зарубежная современная проза: Джоан Роулинг, Стивен Кинг, Пауло Коэльо, Фредрик Бакман и Чак Паланик

В основе методологии исследования лежит опрос, в котором участвовали более 1,5 тысячи пользователей цифровых сервисов ГК «ЛитРес» и «Ростелекома» на площадках компаний. Полученные данные проанализированы с помощью встроенных инструментов Google, а также силами аналитиков ГК «ЛитРес». Для подсчета использовалась пропорция, при которой все респонденты принимались за 100 процентов, а остальные данные высчитывались исходя из этого числа.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.