Соня Кислякова, Анастасия Фомина, Анна Смородина — участницы курса изящных искусств «ЦСИ Студии» Центра социальных инноваций Архангельск. Они получили задание — провести выставку. Днём ранее это уже сделала другая группа — Оля Титова, Ваня Лягачев и Андрей Вацпан. Они открыли выставку «Площадка» во дворе ЖК «Империал» на проспекте Советских космонавтов, 100.
ЦСИ Архангельск проводит курсы изящных искусств в партнёрстве с центром ARKA при поддержке Агентства по делам молодёжи области и Дома молодёжи (который теперь — Молодёжный центр).
На курсе ребят учат, как быть художниками и как делать выставки. Собственно, «тебе снилось» — это своеобразный итог небольшого обучения. Каждая художница тут рассказывает свою историю и объясняет, в чём смысл работ. Для тех посетителей, кто не успел послушать их лично, есть специальный дневник сновидений, в котором рассказано о каждой работе. Есть тут и элемент участия - любой посетитель может анонимно записать либо зарисовать свои сны, переживания на тему снов или пожелания в этот самый дневник.
Человек неискушённый и неподготовленный ожидает от выставок на тему сновидений, скорее, картин и, собственно, она тут есть, к тому же стоит самая первая. Это работа кисти Анны Смородины под названием «Профилактика». Связана она не столько со сновидениями, сколько со сном как с физиологическим процессом.
— С помощью работы я могу показать побег из реальности, когда ты ощущаешь себя сломанным и беспомощным, тонущим в грязной луже, — пишет Анна в дневнике. — Потеряв все силы, ты падаешь в сон, реальность исчезает и время течёт сквозь тебя. Во время сна мозг медленно, но верно исцеляет. Не состояние, от которого хочется убежать, а самого себя, чтобы, проснувшись, были силы делать что-то с лужей, в которой застрял. Нейронные связи укрепляются, одни воспоминания усиливаются, другие ослабляются, всё лишнее отсеивается. Происходит перестройка. Предварительная мера. Профилактика.
На этой выставке стоит быть аккуратным и смотреть под ноги — следующая работа устроилась на полу. Это инсталляция Анастасии Фоминой «Пух не у меня», выполненная в технике «ресайклд-арт». Художники, работающие в этом стиле, используют, казалось бы, совершенно не нужные вещи — переосмысляют их и переделывают. В нашем случае, например, есть шерсть, которую автор вычесала со своей собаки, разные природные объекты, которые она нашла на Белом море, простыни, шары из папье-маше и старых газет, которые никому уже были не нужны. Однако к какому-то конкретному сну работа Анастасии отношения не имеет.
— Я хотела рассказать о том, насколько разное у общества и у меня восприятие снов, — говорит Анастасия. — Дело в том, что долгое время я не запоминала никакие сны, но недавно начала их записывать и, перечитывая их, я осознала, что они очень рутинные и обычные, и это никак не соотносится с образом снов в обществе. Ведь сны обычно воспринимаются как что-то очень фантазийное, гиперболизированное, необычное и как своеобразный уход от реальности. У меня же они были полным продолжением этой реальности и моей рутины. Это противопоставление я так и показала — в нижней части находится что-то серое, металлическое, холодное, такое полуиндустриальное, а сверху что-то неотёсанное, при этом, мягкое, природное, разноформенное, которое отсылает к этому необыденному восприятию снов.
Двигаемся дальше — на секунду кажется, что тут начинается одна из постоянных выставок, посвящённых людям и быту русского Севера, но это не так. Перед нам — работа Сони Кисляковой «Птица», точнее это целый костюм птицы.
— На протяжении лет шести каждую ночь мне снился один и тот же сон. В нем я каждый раз заходила в лабиринт комнат, наполненный аморфными птицами разного размера, — рассказывает Соня. — Кто-то из них был размером с мышь, а кто-то заполонял собой всё пространство. Они все были светлого цвета и с длинными клювами. В этом сне не было сюжета, это было словно некоторое осознанное чувственное состояние, в котором я будто ощущала себя птицей. Среди всех птах была одна, с которой я дружила большое всего, у нас были особенно тёплые отношения. Она катала меня на спине и рассказывала истории. Но потом они перестали мне сниться. Я не знаю с чем это связанно. Может я закрыла в себе этих птиц, а может сама стала птицей.
Проработает выставка, вдохновлённая снами, до 14 августа. Отметим также, что 4 августа в 18:30 в творческом пространстве на Гагарина, 42 (пятый этаж, студия 51 3а) откроется выставка «Комары» Лизы Тюлюбаевой, Вени Курочкина, Ульяны Каль и Евы Загурской.