Глава Архангельска Дмитрий Морев озвучил претензии «Экоинтегратору»
Общество
На красной дорожке. Ведущий программы «Умницы и умники» в Архангельске рассказал о различных путях познания

На красной дорожке. Ведущий программы «Умницы и умники» в Архангельске рассказал о различных путях познания

26.05.2022 19:59Аким САМЕДОВ
Искусство всегда субъективно, религия не любит когда про неё разговаривают, а о науке коротко — вы тут все учёные. Представляем вам самое интересное из выступления Юрия Вяземского в зале Интеллектуального центра САФУ.

В актовом зале Интеллектуального центра САФУ свободных мест не осталось — пришлось приносить стулья из других аудиторий. Профессоры, преподаватели, студенты пришли на  открытую лекцию писателя и философа, заведующего кафедрой мировой литературы и культуры факультета международной журналистики МГИМО МИД РФ Юрия Вяземского на тему «Три различных пути познания». Многим этот спикер знаком ещё с самого детства по передаче «Умницы и умники», в которой он является бессменным автором и ведущим. По словам спикера, он ожидал, что выступать будет в скромной аудитории перед профессорами, а в итоге — «такой ажиотаж, что это даже больше похоже на шоу». 

Три различных пути познания, как оказалось, вполне прозаичны и, по той же причине полны потенциала для дискуссии. Это научный, художественный и религиозный пути. О художественном пути познания Юрий Павлович начал размышлять уже с юности. 

— Искусство всегда субъективно и в этом его прелесть. У меня была учительница, которая меня очень любила. Делала мне замечания и говорила записывать то, что она мне говорит, — рассказывает Юрий Вяземский. — «Образом Чичикова Гоголь хотел показать…». Я, естественно, записывал, но периодически у меня возникала мысль, ну, а ты это откуда знаешь, Галя? Тебе что, Гоголь об этом говорил? Или Вы, Галина Николаевна где-то прочли? У него вообще сложные отношения были с женщинами. А даже если он говорил, какое это имеет значение? Разве можно верить этим авторам? 

Про науку Юрий Вяземский говорил немного — «язык её — логика, она холодна, непредвзята и лишена субъективной оценки». Куда больше было сказано про религию не только с точки зрения близкого нашей стране христианства, но и буддизма и ислама. В том числе и о том, что «мистика — язык религиозного познания, и главное в религии — хроноверсия. Она существует для того, чтобы соединить времена и появляется тогда, когда человек задаёт себе вопросы о том, что было до него и начинает искать смысл жизни.»

— Религиозное познание объективно, потому что для религиозного человека может быть более объективным, чем сам Господь, который сотворил этот мир и всю тварь, которая была создана, в том числе и ангелов? — продолжает Юрий Вяземский. — Но одновременно каждый верующий человек рассчитывает на то, что Господь ещё и субъективен, иначе лично ему не видать рая. Наказан он будет, если Господь не простит все его грехи многочисленные. 

Во время выступления «заумник» апеллировал к самым неожиданным авторам, цитировал Высоцкого, Шекспира, Булгакова, говорил о языке науки, искусства и религии и, в завершение выступления, отрапортовал: «Вот, собственно, пора уже замолчать и начать отвечать на вопросы». А вопросов у аудитории появилось немало. Студенты спрашивали о конфликте между религией и наукой, положении философии в научной среде и даже о методах воспитания детей. 

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.