Глава Архангельска Дмитрий Морев озвучил претензии «Экоинтегратору»
1/3
Общество
Русская тоска и русская плясовая: на Большом Пасхальном фестивале в Архангельске встретились Дарья Виардо и Hodila izba

Русская тоска и русская плясовая: на Большом Пасхальном фестивале в Архангельске встретились Дарья Виардо и Hodila izba

03.05.2022 16:51Мария АТРОЩЕНКО
Концерт, собравший под одной крышей девушку с гитарой из Норильска и шумную компанию выпускниц Гнесинки и джазовых хулиганов, состоялся 2 мая в клубе «Колесо».

За последние несколько лет это уже стало почти традицией: ради одного из концертов программы — как правило, более альтернативного или даже рок-н-рольного — Пасхальный фестиваль на вечер покидает Кирху и оказывается в другом месте. И преданные слушатели, филармонические дамы, идут из родных стен в менее привычные.

Хотя назвать стены «Колеса» чужими уже в общем-то и язык не поворачивается: клуб с филармонией крепко сдружился. Здесь постоянно проходят отчётные выступления проектов Arkhangelsk Music Search и Music Grant.

В этом году самым не академичным событием Пасхального фестиваля стал сначала нежный, меланхоличный и пронзительный, а потом бойкий и зажигательный (но и тогда, и тогда — содержательный) двухактовый концерт исполнителей, которые так или иначе, более или менее явно, взаимодействуют с русской народной песенной традицией. 

В первом отделении на сцену — всего за несколько дней до своего 23-го дня рождения! — вышла уроженка Норильска Дарья Виардо. Не путайте с музой Тургенева Полиной Виардо. А во втором отделении её сменил московский фолк-джаз-поп ансамбль Hodila izba в составе семи человек (хотя, на самом деле, их 11). 

Концерт назвали экспериментальным. Но, по правде говоря, на том, что Дарью Виардо и «Избу» просто поставили друг за другом, эксперимент закончился: на сцене артисты никак не пересеклись. И, наверное, понятно, почему. Два отделения прошли на контрасте. Она — одна. Их — много. Она со сцены почти ничего не говорила (зато весьма красноречиво говорили её песни), а они — обаятельные солистки Мария, Марина и Лейла — активно общались с залом. Она была тихая. Они — громкие. Она — несмеяна. Они — хохотушки.

А всё-таки жаль, что никакого джема не произошло, ведь несмотря на столь разные стилистику и темпераменты, им бы наверняка нашлось, о чём на сцене «поговорить». Ну, как о чём? О загадочной русской душе. Потому что ей, по сути, творчество и Дарьи, и «Избы» посвящено.

Дарья Виардо. Фото Надежды Волковой.Дарья Виардо. Фото Надежды Волковой.

Дарья Виардо поднялась на сцену, действительно, как девушка с гитарой. Все свои песни — от более ранних 2019 года, когда она ещё выступала под именем «Цирковь», до вышедших в 2021-м на альбоме «Глас», она исполнила в чистой акустике. Её выступление идеально вписалось в Большой Пасхальный фестиваль, ведь сквозная тема её творчества — это путь от «Бога нет» к «Хвалите имя Господне». Это путь современного высокочувствительного человека — через депрессии и мысли, которые запрещают равно и религия, и Роскомнадзор. 

Этот сюжет духовного поиска и определил драматургию концертного сета. Начаться он мог много, с каких песен — у Дарьи много печальных: и «Не рыдай мене, мати», написанная после пребывания в ПНД, и «Ангел-похоронитель», лирическая героиня которой, подобно Катерине Островского, поёт о цветочках, которые могли бы расти на её могилке. Но открыла программу одна из самых ранних — «На руинах». Но через всю ту боль и одиночество, через «Русскую тоску» (так называется, наверное, одна из самых узнаваемых композиций), выплаканные её ангельским голосом, молодая исполнительница всё равно пришла к самым светлым своим песням — «Будь счастлив» и «Аллилуя».

Фото Надежды Волковой.Фото Надежды Волковой.

Во втором отделении Hodila izba позволили слушателям стряхнуть грусть-тоску и тряхнуть стариной — потанцевать, то есть. Название первой песни — «Ходуном» — в общем-то всё говорит об атмосфере их выступления. Семёрка привезла в Архангельск программу старинных песен, «подслушанных» у бабушек на Севере и Юге России, в Сибире, и Средней полосе. Больше всего было песен с Белгородчины, но была и наша — лешуконская. 

Уже со второй плясовой песни у сцены начались танцы. В танц-партере собрались женщины всех возрастов — провожали Масленницу Кривошейку. Но и одними танцами не обошлось. В программе нашлось место и песне, основанной на русском духовном стихе. А ещё «Изба» спела несколько песен с будущего альбома, посвящённого обрядовым песням — свадебным, рекрутским, похоронным.

В итоге Hodila izba так всем понравилась, что ребят и девчат не хотели отпускать. А заготовленной песни на бис не нашлось. Но, ничего, «Колесо» походило ходуном ещё разок.

Но Большой Пасхальный фестиваль на этом ещё не закончился. 7 мая друзей Кирхи ждёт мировая премьера — ансамбль старинной музыки Ex Libris представит программу по материалам певческих рукописей Антониево-Сийского монастыря.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.