Проект ООО «Портово-индустриальный парк „Онега“» предусматривает создание специализированного портового комплекса для обеспечения грузоперевозок по Севморпути, включая их накопление и хранение.
Портовая инфраструктура состоит из универсального перегрузочного комплекса с железнодорожными подъездными путями, имеющими прямой выход к акватории Белого моря. Проектируемые объекты предназначены для комплексного снабжения строительства объектов нефтегазового сектора, создаваемых в соответствии со стратегией развития Арктической зоны, и обеспечения круглогодичного экспорта и импорта региональных товаров.
Порт Онега географически удачно расположен: он связан с наиболее развитыми промышленными и нефтедобывающими регионами России железнодорожными и водными путями. Через систему внутренних водных путей России порт Онега соединен с Балтийским морем через Беломорско-Балтийский канал, с Азовским, Черным и Каспийским морями — через реку Волгу. Плюсом также является наличие свободных земельных участков, не ограниченных размерами береговой линии.
По мнению губернатора Архангельской области Александра Цыбульского, приход крупного инвестора всегда значим для развития экономики региона. Тем более если речь идет о вложениях в такой крупный, стратегически важный объект, как морской порт.
— Для развития новой инфраструктуры есть хороший потенциал — это и железнодорожные пути, хороший выход к Белому морю с достаточными глубинами на подходах к порту. Из морских портов Севера резервы по железнодорожным подходам имеют только порты Архангельск и Онега, — подчеркнул Александр Цыбульский. — Понимая, что онежский порт обеспечит выход к Северному морскому пути, а сам Онежский район уже обладает статусом территории опережающего социально-экономического развития, мы со своей стороны предпринимаем максимум усилий для обеспечения транспортной доступности территории. Уже начаты масштабные работы по ремонту автомобильной дороги Архангельск — Онега. Это стало возможным благодаря поддержке Президента России, по поручению которого на ближайшие два года работы уже финансово обеспечены.
В планах инвестора — в ближайшее время завершить предпроектные проработки гидротехнической части проекта, провести работы по формированию земельного участка, подготовить технико-экономическое обоснование. Согласно плану-графику реализации инвестиционного проекта, до 2025 года планируется завершить проектно-изыскательские работы и получить положительное заключение государственной экспертизы, ввод в эксплуатацию намечен на 2028 год.
Предполагаемый годовой грузооборот создаваемой портовой инфраструктуры составит 1-1,4 миллиона тонн с возможностью развития до четырех миллионов тонн. Площадь объектов проекта составит 167 гектаров. Общий объем инвестиций на первом этапе реализации проекта составит 906 миллионов рублей.
В качестве долгосрочных планов по развитию территории инвестор дополнительно прорабатывает возможность создания промышленного парка и агропромышленного парка в форме государственно-частного партнёрства.
В промышленном парке планируется локализация завода металлоконструкций, производственного комплекса переработки гранулированных удобрений, железобетонного производства и производства строительных материалов.
В агропромышленном парке инвестор предусматривает создание рыбохозяйственного комплекса индустриальной аквакультуры, агротехнический комплекс по производству и хранению ягодного сырья, завод по производству гранулированных кормов и производственный комплекс выпуска гранулированных удобрений.
На сегодняшний день статус резидента АЗРФ в Архангельской области получили 115 компаний, инвесторы вложат в экономику региона почти 67 млрд рублей, более 4,7 тысячи человек получат работу на новых предприятиях.