В научной библиотеке САФУ в течение пяти дней юные участники должны освоить азы мультипликации и на практике понять, как работать с анимацией. А в пятые и шестой дни мастерской пройдут круглые столы, интерактивный спектакль, презентация работ и премьерный показ мультфильмов студии «Союзмультфильм».
Мы отправились на занятия второго дня инклюзивной мастерской и узнали, как оживают картинки.
10:25. На первом этаже научной библиотеки САФУ в аудитории расположились маленькие начинающие, аниматоры восьми-десяти лет. Позади детей сидят взрослые — это педагоги, которые приехали вместе с ними.
— Не будем затягивать, начинаем! —говорит мультипликатор киностудии «Союзмультфильм» Елена Макаренко. Сегодня она будет с ребятами создавать классическую рисованную мультипликацию — это когда кадр за кадром прорисовываются заново, но с небольшими изменениями. Наверное, каждый в детстве рисовал таким способом что-то на углу тетради, а потом быстро листал страницы. Что-то похожее сейчас начнут делать участники мастерской.
Сначала Елена Макаренко спросила, сколько детей уже когда-нибудь создавали рисованную мультипликацию. Вверх неуверенно поднялись пять рук.
— Это ещё называют onion peel — луковая шелуха — когда просвечивается предыдущий рисунок на актуальном, — объяснила художница.
Для работы в первый день инклюзивной мастерской анимации была выбрана общая тема — Север: на рисунках участников будут проглядываться мотивы поморских сказок, предметы старины, животные, Двинская роспись с дивными птицами Сиринами и Алконостами.
Елена поднимает красочную книгу и показывает детям пёстрые иллюстрации с двинской росписью.
— Сегодня мы будем рисовать сказочную птицы алконост. Здесь в народной живописи используются простые формы, простое личико, головные уборы. Вы можете нарисовать ладошки на конце крылышек. Личико будет человеческое, — говорит она.
Елена объясняет, как работают крылья алконоста. Девушка размахивала руками и рассказывала, как лучше показать это на бумаге. Дети начинают повторять за ней: машут руками, представляя, что это крылья, чтобы понять, как руки сопротивляются, как двигается туловище относительно рук. Этим художница из «Союзмультфильма» подчеркивает, как важно аниматорам всех возрастов смотреть в зеркало и подмечать особенности.
Прежде чем приступить к рисованию, дети смотрят референсы, разные варианты двинской росписи, запоминают цвета и образы. Кого-то птицы рассмешили, кого-то заставили задуматься и сосредоточиться.
И вот за столы подсаживаются педагоги — они будут помогать ребятам. Начинается создание эскизов. Листы бумаги кладут на световые планшеты, чтобы лучше видеть предыдущие рисунки. Несмотря на то, что всем нужно нарисовать одного сказочного персонажа, каждый ребёнок делает это в своем стиле, в творчестве здесь не ограничивают.
Девочка Аня приехала из Котласа. Ей десять лет, и она уже год занимается рисованием мультиков.
— Когда-то я ездила в Великий Устюг, и нам показывали там таких же птиц, мы даже рисовали их. Я планирую доделать то, что сейчас начала, нужно будет ещё раскрасить птичку, — улыбнулась девочка.
У стола в центре аудитории стоит Ирина Бурмакина. Она приехала на мультипликационную мастерскую из Мезени.
— Сейчас мы делаем рисованную анимацию — птичку, которая будет шевелить крылышками, — уточняет девушка. — У детей очень хорошо получается. Я приехала со своим ребёнком, потому что мы дома сами делаем мультики для себя. Хочу, чтобы дочь разобралась, как это всё вообще работает. У нас в Мезени есть студия анимации в Доме детского творчества, но пока её деятельность приостановлена. Думаю, в этом году работа возобновится.
Всего шесть кадров. Отрисовать их все успевает не каждый. Скорость рисования у детей разная, но стараются однозначно все. Обмениваются материалами и обсуждают движения фигурок.
Час работы — и вот почти готова к полету первая птица маленькой Лейлы. Она подходит к Елене Макаренко и отдает листы бумаги. Специальной техникой сканируются рисунки, а на экране начинает двигаться райская птичка Алконост. «Не зря старалась, » — шепчет Лейла.
Уже выстраивается очередь из юных мультипликаторов. Скоро все их птицы оживут.
Мы поднимаемся на пятый этаж. В аудитории «Русская Арктика» среди декораций с изображением снега и льда занимаются ребята постарше. Здесь участники 11-14 лет. Они уже взяли в руки карандаши и начинают делать первые наброски. Взрослые на задних партах хихикают: «Может, мы тоже что-нибудь нарисуем такое?!» — и подсаживаются к ребятам.
Слышится шёпот: «Погоди, а может быть морошку! Раз — и у тебя появляется оранжевая ягодка, а?» — это участники обсуждают, что бы такого северного им нарисовать.
«Градиент, Арктика и пингвины!» — воскликнул кто-то, обсуждая с участниками с первой парты будущий мультик.
Педагог анимации при киностудии «Союзмультфильм» Марина Горская практически «летает» между рядов со школьниками, следя за каждым и помогая всем.
— Я только за, чтобы вы делали что-то родное, что вам самим интересно. Я не навязываю вам истории про рыбок, — говорит девушка.
Кто-то объединяется в пары и тройки, кто-то рисует соло. Так постепенно рождаются киты с фонтанами среди морских «барашков», тюлени, человечки и другие персонажи.
За последней партой сидит Марина Соколенко — учительница из афанасьевской школы Верхнетоемского района и по совместительству руководитель студии анимации «Медиафантазия». Педагог приехала сюда с тремя учениками.
— Ребята поучаствовать согласились охотно, пока им всё нравится. Наша студия любит участвовать в разных мероприятиях, поэтому мы подали заявку и нас взяли. В целом, все довольны. Я стараюсь сильно не вмешиваться в их работу, не рисовать за детей, даю им больше свободы, наблюдаю. Было бы здорово, если бы такая школа прошла для педагогов: интересно поучиться у профессионалов, — сказала Марина Соколенко.
Преподаватель анимации Марина Горская заметила, что многие дети очень любят рисовать животных. Она объясняет эту тенденцию тем, что нарисованных животных можно утрировать, поместить в забавные и смешные ситуации. Например, сейчас кто-то из участников рисует падение с санок.
Счёт времени идёт на секунды… и все эти секунды от каждого участника объединятся в один общий мультипликационный проект.
— Мы изучаем классическую анимацию, ребята пробуют создать свои односекундные или двухсекундные маленькие сюжетики, которые мы планируем вставить в общий мультфильм этой смены, — добавила Марина Горская. — Завтра мы будем заниматься уже прикладной анимацией группами делать начало общего мультфильма. В четверг опробуем пластилиновую анимацию, а в пятницу — смешанную технику. Младшая группа тоже будет создавать свой фильм. Пока что мы точно не знаем, будет ли у нас один длинный общий мультфильм или каждый день будут отдельные маленькие мультики.
На часах 12:10. Дети неохотно откладывают карандаши и идут в столовую. Впереди у них еще несколько дней незабываемой мультипликационной практики.