Началось оно, когда его друг из Петрозаводска попросил прислать несколько фотографий троллейбусов, которые в те годы ушли из столицы Карелии в Архангельск. Юрий выполнил просьбу, сделал необходимые фотографии, и тогда тема городского транспорта его самого буквально затянула. Ему стало интересно снимать городской транспорт для истории, чтобы было можно вспомнить, на чём мы ездили, спустя годы и десятилетия.
Тем более что Архангельск — первый город России, где в июле 1907 года было открыто регулярное автобусное движение. Сравнительно недавно общественный транспорт в областном центре был представлен многогранно: автобус, трамвай, троллейбус. Трамвай и троллейбус, к сожалению, канули в лету, но автобусы вот уже 115 лет колесят по улицам Архангельска.
Но просто фотографировать транспорт для истории Юрию Кирикову показалось недостаточно: одно дело посмотреть на фото и совсем другое — увидеть автобус своими глазами.
— Путешествуя по области, я как‑то зашёл в ЛиАЗ-677М, и меня, что называется, «накрыло» — столько было воспоминаний из детства, студенчества, как ездил на них — это незабываемо, — рассказывает о своих чувствах Юрий Кириков.
Однажды он узнал, что в городе Мирном остался автобус ЛАЗ-695М — для нашего времени модель редкая. Взяв банковский кредит, Юрий Кириков помог единомышленникам приобрести этот автобус, который теперь они восстанавливают и мечтают организовывать на нём ретро-поездки по городу.
Затем в Северодвинске Юрий приобрёл автобус ЛиАЗ-677М, который ещё в 2008 году ездил по городу, но в связи с технической неисправностью был списан. Этот автобус был перевезён в Архангельск, где принимал участие в фотовыставке «История общественного транспорта Архангельска». Предлагал Юрий Кириков установить купленный в Северодвинске автобус в качестве памятника, но уже в Архангельске — в городе-основоположнике регулярного автобусного движения. Но, к сожалению, его идея поддержки не нашла.
А идея выпустить набор открыток «Архангельский трамвай» в 2010 году была реализована. Поскольку своих фотографий трамвая у Юрия Кирикова не было, он собрал материал самых разных авторов, а текст написали Юрий Барашков и Леонид Левин.
Кроме городских автобусов, существовали и междугородние, такие как ЛАЗ и «Икарус». Сейчас в Архангельской области остался всего один ЛАЗ-699Р — в Плесецке.
— Я решил его приобрести и сохранить, опять же, для истории как живой экспонат. Снова взял кредит и вместе с единомышленниками мы перегнали этот автобус в Архангельск. Теперь предстоит оценить его техническое состояние и, возможно, с помощью заинтересованных людей собрать средства на его ремонт. В идеале, лично мне хотелось бы, чтобы в Архангельске появился большой музей техники. Я знаю, что многие собирают и реставрируют легковой транспорт, но вот грузовиков или моделей общественного транспорта практически нет, — поделился ещё одной своей идеей Юрий Владимирович.
Летом 2019 года на Предмостной площади Архангельска один из единомышленников Юрия Кирикова создал кафе в салоне легендарного городского автобуса ЛиАЗ-677М. Горожане проявили немалый интерес к такому необычному проекту.
Наша память хранит чаще всего добрые события из жизни, а такие увлечённые люди, как Юрий Кириков, дарят нам возможность отправиться в наше доброе прошлое на стареньком, но самом настоящем автобусе из детства.