И всё же любая книга — это интеллектуальный труд, это душа и мысли автора, вывернутые наружу и помноженные на работу редакторов, корректоров, иллюстраторов и многих других людей, причастных к книгоизданию. Если принимать это во внимание, то очень сложно ставить книге невысокую оценку.
Поэтому я всегда стараюсь найти и выделить то, что отличает именно этого автора и его произведение от тысяч других.
Что в тексте важно для меня?
- Достаточная сложность и познавательность: как много я узнала из книги о мире, о людях, о писателе;
- Эмоциональный отклик: насколько я поверила в героев и их историю? Сопереживала/смеялась/плакала/думала о них во время прогулки/хотелось ли о них рассказать?
- Стиль и качество текста: насколько «вкусно» было читать? Насколько точно/изящно/глубоко сформулированы мысли?
Как все это свести к одной цифре? У меня нет ответа.
Точно знаю, что в разное время душа просит разных книг. Бакман прекрасен своими эмоциями, но первый пункт у него явно хромает. Достоевский в моем личном рейтинге побьёт любого другого автора по всем трём параметрам, а «Облачный атлас» не сравнится ни с чем по изяществу замысла и архитектуре текста, да и мысли там прекрасные заложены…
Словом, ставить оценки книгам очень сложно. Что никак не мешает получать от их чтения массу удовольствия.
Что отделяет нас от катастрофы? Почти ничего
Мы осознаем это, прочитав новый роман Микаеля Ниеми «Дамба». В любой момент обстоятельства могут сложиться таким образом, что все наши планы и мечты рухнут под натиском неотвратимого несчастья.
Даже в такой спокойной и комфортной стране, как Швеция, инженеры могут допустить маленькую и неприметную ошибку в расчётах при строительстве дамбы, а ливни могут быть такими обильными и продолжительными, что обычно спокойная река Люлео выйдет из берегов и сметёт всё на своем пути.
Этот сюжет знаком нам по многочисленным фильмам-катастрофам. Но всё же автор успешно избегает известных штампов: в тексте вы не найдёте гениальных учёных-гидрологов, политиков (в меру мудрых или трусливых), отважных спасателей и прочих характерных для этого жанра персонажей. На протяжении всей книги мы следим за несколькими жителями небольшого городка на севере Швеции, встречающими стихийное бедствие в разных обстоятельствах и по-разному на них реагирующих. По мере развития событий мы выясним, что даёт им силы не сдаваться и продолжать бороться за свою или чужую жизнь, когда надежды почти не осталось. Единственно правильного решения здесь нет, каждый герой находит (или не находит) его самостоятельно. Тем не менее, многие из них перед лицом опасности взглянут на свою жизнь совершенно иначе, что-то поймут про себя, про своё будущее и прошлое. Как ни банально это сравнение, но вода смоет всё наносное и мелочное, оставив на виду лишь то, ради чего стоит продолжать жить. Ну, а кто-то, наоборот, использует общий хаос для своих личных целей.
Казалось бы, ничего принципиально нового автор нам не предлагает, но роман затягивает и не даёт оторваться вплоть до самых последних страниц. Все сюжетные линии описаны параллельно и читатели не знают до самого конца, кто из героев сможет выжить, придёт ли кто-нибудь им на помощь или они сами смогут ещё кого-то спасти. «Дамба» — прекрасное чтение для тех, кто хочет отдохнуть от будней и почувствовать, что всё у нас не так уж и плохо.