КОРОНАВИРУС
Нападения на контролёров и транспортный коллапс: в Татарстане ввели QR-коды на общественном транспорте

Нападения на контролёров и транспортный коллапс: в Татарстане ввели QR-коды на общественном транспорте

Татарстан — первый российский регион, решившийся на такой шаг.

22 ноября в Татарстане начала действовать система QR-кодов на общественном транспорте — теперь, чтобы воспользоваться автобусом, трамваем или метро, жители Республики старше 18 лет должны предъявить контролёрам этот или заменяющий его документ. Внедрение нововведения прошло не то чтобы гладко.

Как устроена система QR-кодов на общественном транспорте

В наземном транспорте QR-код требуют при покупке билета, то есть в салон транспортного средства можно попасть беспрепятственно. Если же кода нет — то пассажир обязан выйти на следующей остановке. В метро же наличие документов спрашивают перед входом на станции.

Дополнительный контроль за наличием QR-кодов осуществляют сотрудники ревизионной службы — они заходят в общественный транспорт на случайных остановках и проверяют деятельность кондукторов. При проверке у пассажира могут уточнить имя, фамилию, дату рождения, чтобы сопоставить информацию с данными отсканированного QR-кода. Иногда к проверочным мероприятиям подключаются сотрудники полиции — в таком случае они проверяют у пассажиров документы, а автобусы задерживаются на остановках по 20 минут.

Судя по всему, к данной ограничительной мере в Татарстане (ну, или хотя бы в Казани) относятся серьёзно. Так, согласно казанскому МУП «Метроэлектротранс», на 7:30 утра 22 ноября «кондукторы, контрольно-ревизионная служба и уполномоченные проверяющие высадили из подвижного состава в Казани более 500 человек». К полудню эта цифра выросла до 768 человек.

Что происходит в Казани после внедрения системы

По наблюдениям корреспондентов РБК, в Казани существенных изменений количество людей на остановках или в транспорте не претерпело, однако некоторое сокращение потока пассажиров все-таки произошло. Кондукторы в автобусах при проверке QR-кодов сталкиваются с трудностями — например, сбоит специальное приложение. Конфликтных ситуаций «на дороге» также замечено не было, но своё недовольство новыми ограничительными мерами и их неудобством пассажиры негромко всё-таки выражают.

Гораздо более апокалиптическую картину рисует информационное агентство Znak. На остановках в Казани повсеместно вспыхивают конфликты, пассажиры без QR-кодов отказываются покидать общественный транспорт. Например, один пассажир не стал выходить из салона трамвая, а вызвал полицию, называя действия кондуктора незаконными. Задержка движения составила 30 минут.

В метрополитене тоже не всё гладко — перед входом на станции пассажиры возмущаются и ругаются с контролёрами. Одна женщина устроила скандал, так как её не пропустили со справкой о том, что у неё есть первая прививка.

Информацию о коллапсе транспортной системы Казани можно встретить и в других источниках. По информации некоторых, в столице Татарстана в утренний час-пик трамваи практически не ходили вовсе. Также в сети можно найти фото автобусов с практически пустыми салонами.

Скандалами и криками дело в Казани не ограничивается. Так, на одном автобусном маршруте пассажир без документов толкнул контролёра, а затем брызнул ему в лицо из перцового баллончика. Ещё в одном автобусе пассажир использовал чужой проездной, а когда обман раскрылся, головой ударил кондуктора по лицу. В итоге у женщины сломан нос, ей накладывали швы.

Нелегко кондукторам и по другим причинам. Кроме народного гнева, они жалуются на неработающие телефоны, которые им выдали для проверки кодов и высокую дополнительную нагрузку, за которую им не доплачивают, сообщает телеграм-канал Baza.

Чтобы не связываться с наземным транспортом и метро, казанцы стали массово пересаживаться на такси, где QR-код не спрашивают. В результате стоимость поездок резко взлетела вверх, а машин иногда просто не дождаться. Каршеринговые авто тоже теперь в большом дефиците.

Столкнувшись и с этой проблемой, казанцы стали договариваться между собой в мессенджерах и соцсетях, чтобы доехать до места назначения на личном транспорте. В основном, речь идёт о работе. Телеграм-канал Mash назвал подобную практику «красной зоной на колёсах».

Разумеется, недовольство жителей Татарстана вылилось в онлайн. Прокомментировал ситуацию и пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. По его словам, вводя QR-коды на общественном транспорте, Татарстан использует те особые полномочия, которые предоставлены регионам на фоне пандемии.

— Разумеется, подобные решения не могут реализовываться без определённых проблем на первоначальном этапе, но надеемся, что скоро ситуация выровняется. Главное, что все это послужит делу обеспечения безопасности здоровья людей, потому что это единственная цель, которая преследуется на фоне пандемии, — цитирует Пескова ТАСС.

Ситуация может повториться в Поморье?

Напомним, что введение QR-кодов на общественном транспорте в Архангельской области обсуждалось региональным оперштабом этой осенью. Но до такой ограничительной меры дело всё же не дошло. С другой стороны, если с заболеваемостью COVID-19 в регионе всё станет сильно хуже, власти смогут снова о ней вспомнить. Как показывает опыт Казани, в которой, правда, живёт не 340 тысяч человек как в Архангельске, а почти 1,3 миллиона, безболезненно внедрение QR-кодов на общественном транспорте не пройдёт.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.