В Архангельске возбудили дело из-за массового отравления детей
1/10
Общество
Выставка, нарушающая правила: новую экспозицию в Архангельских гостиных дворах можно потрогать, послушать, понюхать

Выставка, нарушающая правила: новую экспозицию в Архангельских гостиных дворах можно потрогать, послушать, понюхать

10.11.2021 09:10
В областном центре открылось инклюзивное творческое пространство «Чувство живописи».

Главная цель проекта — раскрыть всю многомерность живописного произведения, дать возможность, в том числе незрячим и слабовидящим людям, «увидеть» картины с помощью тактильных ощущений, запахов, звуков и поэзии.

Зародилось «Чувство живописи» в новосибирском арт-центре «Красный» в 2019 году. Авторы проекта знакомят зрителей с творчеством значительных сибирских художников, расширяя рамки только зрительного восприятия. Всего в Архангельск приехали 15 картин и две скульптуры. Для проекта, из-за его специфики, отбирались работы с чётким изображением, сюжетом, крупными деталями и небольшим количеством персонажей.

Если морж и медведица с медвежатами для «обычного» зрителя «выглядят» вполне привычно, то живопись на выставке окружена дополнительной периферией, позволяющей задействовать в постижении картины множество чувств. Например, на столе перед картиной Юрия Третьякова «Тюльпаны» зритель может обнаружить колбочку с ароматом цветов, вазу и рельефную композицию, повторяющую сюжет оригинального произведения и изготовленную на 3D-принтере. Кроме того, на столе разбросан ряд кнопок, запускающих звуковое сопровождение — музыку, стихи и тифлокомментарий.

По словам автора описаний картин, тифлокомментатора высшей категории Таисы Марченко, выставку своими глазами она увидела только в Архангельске — до этого свою часть проекта она выполняла по удалёнке.

— Картину в первую очередь надо полюбить, познакомиться с ней, понять, какие приёмы использует художник, какой у картины характер. Но потом важно работу и разлюбить — нельзя нашим особенным зрителям давать свою эмоциональную окраску. То есть, зритель не должен чувствовать, что какая-то картина тебе нравится больше, своё личное восприятие нужно сдерживать, — рассказывает Таиса Марченко.

Таиса Марченко.Таиса Марченко.

Организатор выставки Наталья Харса отмечает, что несмотря на акцент на незрячих и слабовидящих посетителях, выставка интересна и зрителям без каких-либо проблем с одним из органов чувств.

— Нашу выставку очень любят родители с маленькими детьми — на ней экспонаты можно трогать, никто не будет сердиться из-за неподобающего поведения. Очень много ходит и людей пенсионного возраста — у кого-то уже начинаются проблемы со зрением, а кто-то из-за чувства ностальгии. В оформлении выставки используются стихи советских авторов и пожилые люди вспоминают школьные времена, как они заучивали эти отрывки, — делиться организатор «Чувства живописи».

Кроме того, помимо церемонии открытия проекта, сегодня в Гостиных дворах прошёл семинар для работников музеев, библиотек и учреждений культуры Архангельской области по работе с людьми с нарушением зрения. По признанию его участников, мероприятие получилось познавательным.

— Очень важно, чтобы экспозиции были доступны для незрячих и слабовидящих посетителей — если им будет удобно, то и все остальные выставкой останутся довольны. Опираясь на новый опыт, мы можем и у себя применить отдельные технические решения, используемые в данном проекте, — поделилась своим мнением заведующая экскурсионным отделом музея «Малые Корелы» Людмила Тарасова.

Людмила Тарасова.Людмила Тарасова.

Прошедший семинар являлся частью образовательной программы V Международного кинофестиваля стран Арктики Arctic open. По словам его директора Тамары Статиковой, Arctic open — это не только приезд артистов и кинопоказы, но и большой социокультурный проект.

Экспозиция «Чувство живописи» будет работать в Архангельских гостиных дворах до 10 января 2022 года. Для её посещения необходим QR-код о пройденной вакцинации от коронавируса или замещающий его документ.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.