Практикум прошёл на площадке Архангельского молодёжного театра при поддержке регионального отделения СТД РФ.
Между игрой актёра в театре и кино — колоссальная разница. На сцене артист работает и на партер, и на галёрку, распространяя свою энергию по залу. Зрители с задних рядов могут не видеть его глаз, но он должен донести до них свой взгляд своей игрой. А ещё у театрального артиста есть партнёр и публика, в живом контакте с которыми происходит игра.
В кино — совсем другое дело. На крупном плане лицо артиста оказывается как под микроскопом, и любое неосторожное движение глаз может разорвать контакт со зрителем. Зрителем, которого ещё надо представить. Ведь зачастую приходится смотреть не в глаза партнёра, а в «глаз» камеры.
При этом, надо сказать, что экраны и крупные планы сегодня широко используются и в театре, так что семинар был полезен и тем театральным артистам, которые не готовы променять сцену на съёмочную площадку.
О различиях существования в театре и кино участникам семинара — профессиональным актёрам из Архангельска, Северодвинска и Москвы, а также нескольким любителям — рассказал ведущий педагог семинара-практикума заслуженный артист России, ученик Олега Табакова Василий Мищенко. Помимо него педагогами семира стали актриса, кастинг-директор Олеся Мацкевич-Грибок и преподаватель Московской школы кино и ГИТИСа Елизавета Шмакова.
С первых же минут мастер-класса Василия Мищенко участники семинара погрузились в атмосферу кинопроб. Педагог попросил их на камеру рассказать историю, потрясшую их до глубины души. Крупный план одновременно выводился на большой телевизор, так что артист присутствовал одновременно и во плоти, и на экране. Василий Мищенко командовал: «Камера! Начали!», — и нужно было рассказать свою историю. Кто-то рассказывал смешную, кто-то — страшную. Кто-то говорил про анекдотический случай, а кто-то — про событие, поделившее жизнь на «до» и «после». В результате практические занятия превратились практически в сеанс групповой терапии. Получались готовые этюды: их бы можно было смонтировать в один фильм.
Артисты договаривали, но педагог не спешил командовать: «Стоп». Секунды две-три лицо «подопытного» ещё находилось под прицелом камеры, и казалось, что в эти мгновения происходило едва ли не самое важное.
После того, как все попробовали, сразу начался разбор полётов. Василий Мищенко подробно остановился на типичных ошибках, которые в той или иной степени допускали все участники практикума.
— Первая ошибка — вы начинали говорить сразу после команды «Начали!», — пояснил педагог. — Вы не оставляли паузу. Но сделать паузу — не значит вздохнуть, пытаясь сбросить зажим. Пауза нужна, чтобы меня, сидящего у экрана телевизора, вовлечь в вашу историю. И не хлопочите лицом. Когда я на крупном плане, задуматься я могу не больше, чем на секунду. Как только я отвожу взгляд, я прерываю связь со зрителем. Эти нюансы нельзя увидеть в театре на одном общем плане. Почему кино и отличается от театра.
А ещё некоторые по первости обращались не партнёру, не к зрителю, а к камере, и это чувствовалось.
— Осмысленно относитесь к тому, о чём вы говорите, — учил Василий Мищенко. — Вы должны понимать, кому вы рассказываете, зачем рассказываете, что вы хотите сказать. Я вижу, что сегодня происходит в кино, и прихожу в отчаяние, когда у нас говорящие головы произносят текст, за которым — пустота. Я это вижу изнутри, так как я — играющий тренер. Я сам бываю и на месте режиссёра, и на месте артиста. К сожалению, сегодня кино — это не искусство, а бизнес. За малыми исключениями. Потому что над режиссёром стоит продюсер, который говорит: «Мне в день нужно снять 14 полезных минут!». А ещё актёр приезжает на съёмочную площадку с другого сериала. Приезжает впопыхах, еле отдышавшись надевает костюм, пробегает глазами текст и: «А, всё, поехали!». Главное — органично произнести текст, а потом: «Вась, прости, я побежал!».
Дело пошло на лад, когда артисты стали выручать друг друга, занимая пустое место партнёра. Признаться в любви самому Василию Мищенко оказалось легче, чем камере. Во второй день практикум продолжился. Артисты продолжили тренироваться существовать в кадре и не выпадать из него. А ещё учились снимать видеовизитки и проходить самопробы для участия в кинопроектах.