КОРОНАВИРУС
Пробки, толкучка, коронавирус и 1,5 часа на дорогу до работы: рассказ о поездке в архангельском автобусе с размышлениями

Пробки, толкучка, коронавирус и 1,5 часа на дорогу до работы: рассказ о поездке в архангельском автобусе с размышлениями

20.10.2021 12:27Виталий БАРАШКОВ
Спойлер: рассказ получился довольно печальным.

К тому, что, считай, не имеющий альтернативы автобус в Архангельске — не самый удобный и пунктуальный вид транспорта, горожане привыкли уже давно. Претензии к перевозчикам высказываются разные и многочисленные — когда-то громче всего ругали подвижной состав (те самые ПАЗики, которые никуда не делись), сейчас же главный упрёк — недостаточное количество автобусов на маршрутах. А вместе с тем — длительное их ожидание и толкучка внутри. Вроде бы, недавно специалисты регионального минтранса проверили автопредприятия на соблюдение условий перевозки пассажиров и даже нашли нарушения… Но, как кажется автору этого текста, данные меры не особо помогли. Почему? Размышления на этот счёт будут ниже.

Дисклеймер: в тексте речь пойдёт только об одном направлении и нескольких автобусных маршрутах. Возможно, при попытке уехать в центр города из Соломбалы, а не с Варавино, ситуация лучше… Но уверенности в этом нет.

В путь

На автобусную остановку Варавино в сторону центра я прихожу в районе 8:45. На ней к этому времени свой маршрут ждут около десяти человек, может, немногим меньше. Мне, чтобы добраться до редакции, нужен 42-й, ну или на крайний случай 43-й маршрут — путешествовать по Дачной не очень хочется. Подойдёт и 104-й — но поймать этот автобус удаётся редко.

Спустя пять минут ожидания на горизонте появляется синяя коробочка 42-го. Остановку он, будучи пустым, проезжает мимо. Хотя в приложении «Умный транспорт» автобус отображается. Спустя ещё несколько минут подобный манёвр повторяет 43-й — но на этот раз пустой автобус просто паркуется за остановкой — из приложения он никуда не исчезает.

Ситуацию немного разряжают 108-й и 10-й автобусы — часть горожан, которых на остановке прибывает, садятся в них. Вместе с тем пожилой мужчина, оставшийся на улице, жалуется по телефону: «25 минут жду, ни одной «пятёрки»!. Да, с этим маршрутом тоже сегодня проблемы. Ради интереса захожу в одно из приложений такси — 26 минут до центра и 731(!) рубль за поездку. Обычно её стоимость не дотягивает и до 200.

И вот в 9:09, спустя почти 25 минут моего ожидания, на остановку Варавино прибывает заполненный пассажирами ПАЗ маршрута № 43, а за ним — более комфортабельные, но также набитые людьми зелёный 5-й и синий 42-й. После почти 25-минутного ожидания автобуса рассчитывать на какую-то другую картину было бы глупо.

Маска на лице, рюкзак в руках — захожу в 42. Все сидячие места в нём заняты, кондуктор настойчиво просит пассажиров пройти по салону. «Продвигайтесь по салону! Нет, же, стоят!», — в сердцах восклицает женщина.

Автобус движется по маршруту довольно неторопливо — тому виной пробки после снегопада и ночных заморозков. По ощущениям, после остановок людей в автобусе становится только больше — кондуктор отчаянно пытается всех распихать по более-менее свободным закуткам.

Люди в автобусе нетерпеливо поглядывают на часы и объясняют дорожную ситуацию по телефону. Кто-то рекомендует своему собеседнику выходить пораньше, кто-то — из-за пробки не ждать подходящего, а садиться в любой автобус. «В половину девятого из дома вышла, а всё ещё еду. Ужас какой!» — где-то в 9:40 в районе Ильинской по телефону жалуется женщина.

Посвободней в автобусе становится только тогда, когда он достигает остановки Театр кукол. Я выхожу на следующей — на Поморской, в 9:55. Дорога в автобусе заняла 46 минут (обычно можно доехать за 25 или даже меньше), а весь маршрут — больше часа.

Будет хуже?

Внимательный читатель может отметить — ну, гололёд же, вот и пробки, а там и долгое ожидание автобуса. Но мне есть, что возразить — 15 октября я тот же 42-й автобус просто не дождался. Опаздывая на работу, пришлось ехать на такси — но хотя бы ценник был адекватный. К слову, моему коллеге, которого я встретил по пути на работу, повезло меньше — он потратил на дорогу по примерно тому же маршруту 1,5 часа. По его словам, он не мог ни дождаться автобуса, ни вызвать такси. Снежок тогда, я напомню, ещё не выпал.

И есть ощущение, что к лучшему ситуация в ближайшее время не изменится. Во-первых, дело в том, что водители общественного транспорта и кондукторы попали под обязательную вакцинацию. Хочется надеяться, что антиваксеров среди них не окажется — а то кто тогда будет работать? Во-вторых, сейчас России грозит нерабочая неделя — а это значит, что автобусов на маршрутах может стать меньше. Да, это будет закономерный ответ на снижение пассажиропотока, но что если нерабочие недели затянутся, персонал перевозчиков уйдёт на другую, более стабильную работу — кто будет перевозить горожан? В-третьих, зима близко — в автобусах станет теснее, а ещё они, конечно же, начнут ломаться на морозе и не выходить на маршруты.

Ещё хочется добавить, что администрация Архангельска из года в год проводит исследования пассажиропотока, тасует автобусные маршруты, «избавляется» от ПАЗиков, анонсирует новые требования к перевозчикам. Да, какие-то положительные сдвиги можно найти, но глобальным образом ситуация с перевозками в городе не меняется. Опять же, такой неприглядной ситуации можно найти множество логичных оправданий, но от них северянам не легче.

И так, резюмирую. Автобуса в Архангельске ждать долго, по каким-то причинам он тупо проезжает остановки, техника переполнена. А в Поморье, к слову, бушует коронавирус — за последние сутки выявили 375 новых случаев. И тут невольно задумаешься — а только ли в заведения общепита нужно пускать по QR-коду?

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.