Водолазы Центра подводных исследований Русского географического общества завершили работы по обследованию затопленной у берегов Новой Земли атомной подводной лодки К-27. Как сообщает со ссылкой на пресс-службу ЦПИ РГО сообщает «Правда Севера», полученные сведения будут использованы для для разработки проекта подъёма подлодки.
В районе Новой Земли водолазы ЦПИ РГО работали вместе со специалистами НИЦ «Курчатовский институт», морского бюро машиностроения «Малахит» и НИИ спасания и подводных технологий. Программа обследования подводной лодки предусматривала большой объём водолазных работ. В том числе по подводной резке металла, проведению ультразвуковой толщинометрии металла легкого и прочного корпуса, замеру радиационного фона в межкорпусном пространстве. Работали водолазы при при температуре воды в +5 градусов.
Все предусмотренные программой инженерного обследования лежащей на грунте подводной лодки водолазные работы были выполнены в полном объеме. По итогам погружений водолазы собрали достоверную информацию о состоянии реакторного отсека и корпуса АПЛ, донного грунта и параметров окружающей среды. Полученные данные будут использованы для для разработки проекта подъёма подлодки и транспортировки для обеспечения правильной и экологичной утилизации реакторного отсека.
К-27 — советская атомная подводная лодка, единственный корабль, построенный по проекту 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя. В 1968 года на борту субмарины произошла радиационная авария, пострадал весь экипаж, погибло 9 человек. Из состава ВМФ СССР подлодку исключили только в 1970 году. В сентябре 1982 года её затопили в Карском море у северо-восточного побережья архипелага Новая Земля на входе в залив Степового. При этом, были нарушены требования МАГАТЭ — лодка покоится на глубине в 33 метра, вместо положенных трёх-четырёх тысяч метров.
Нахождение лодки в открытом море создает риски радиоактивного загрязнения при нарушении герметичности и попадании воды в зону реактора. В связи с этим разрабатываются различные проекты по подъёму и дальнейшей утилизации лодки. Реализация этого плана предполагается в 2028–2031 годах, стоимость работ по подъёму К-27 и затонувшей в Баренцевом море в 2003 году К-159 оценивается в 24,4 миллиарда рублей.