Общество
Студентки художественного института имени Сурикова отреставрировали кенозерские иконы на холстах

Студентки художественного института имени Сурикова отреставрировали кенозерские иконы на холстах

Результатом учебной практики стало возрождение шести редких икон, написанных для церкви во имя апостола Андрея Первозванного и Ильи Пророка деревни Ведягино на рубеже XIX и XX веков.

Новую жизнь иконостасу подарили семеро студенток реставрационного отделения Московского государственного академического художественного института имени Сурикова при Российской академии художеств. Они приехали в Кенозерский парк во главе с руководителем учебной практики, старшим преподавателем МГАХИ Максимом Дёминым.

Икон было, как и девушек, семь. Студентки полностью восстановили шесть. Реставрация ещё одной, самой пострадавшей, будет продолжена в мастерских института.

Особенность этих икон в том, что они написаны на холстах, натянутых на деревянные щиты, хотя, как правило, иконы для кенозерских храмов и часовен писали на досках.

— Из всего иконостаса сохранилось только семь икон, — рассказал руководитель учебной практики Максим Дёмин. —  В них прослеживаются как минимум три иконописца. Некоторые иконы написаны очень тонко, часть образов, схожих по технике и манере письма, выполнены менее профессиональной рукой, а обводка нимбов и надписи сделаны рукой несмелой, неуверенной — скорее всего, каким-то подмастерьем. А поскольку все иконы написаны на одинаковых фабричных холстах с использованием одних и тех же красок, то можно с уверенностью сказать, что созданы они одной артелью. В целом, это был очень нарядный, очень красивый, очень профессионально выполненный иконостас. Конечно же, мы очень надеялись, что на оборотах после демонтажа холстов сможем обнаружить авторские подписи, клейма, печати, штампы или что-то ещё, что помогло бы нам определить авторство этих икон или хотя бы место их изготовления, но мы ничего подобного не обнаружили.

Начинающим реставраторам пришлось проявить всё своё мастерство, чтобы спасти памятники древнерусской живописи: иконы были сильно загрязнены, красочный слой местами сошёл, а холсты провисли и деформировались. «Мышечная память» холстов с большим трудом поддавалась воздействию. Но благодаря верно выбранной методике и упорству студенток, холсты удалось выпрямить и натянуть на новые подрамники, сообщили в пресс-службе Кенозерского национального парка.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.