В современном обиходе осталась, наверное, только «шуга» — это слово, означающее мелкий рыхлый лёд, появляющийся перед ледоставом или идущий во время ледохода, до сих пор можно услышать в разговорах северян. А вот, например, «ухка» (снег на льду или мелкий раскрошившийся лёд), «ломбега» (оттаявший после вскрытия реки лёд на её берегу), «куржак» (иней), «гудега» (густой иней на деревьях), «рянда» (снег с дождём) звучат уже более непривычно. Всего художница, выпускница Академии Штиглица, подобрала 13 диалектных северных наименований снега и ледовых явлений.
Их Анна Слобожанина придумала нанести на стены деревянных домов, заборы и другие свободные поверхности в Соломбале. Причём не простой краской, а с помощью специальных полимеров, «по форме напоминающих речной жемчуг с кокошников северных красавиц». То есть, должны получиться настоящие «морожены песни».
Проект Анны вышел в финал художественно-исследовательского проекта City Says, который Архангельский региональный центр современного искусства ARKA и студия творческих инициатив «Солнце Маори» провели в столице Севера в июне. Реализация проекта запланирована на сентябрь. Художница и ARKA обратились к архангелогородцам за советом, в каких локациях Соломбалы лучше разместить «сНежные имена». Электронная форма, в которой можно предложить свою локацию для каждого слова, размещена здесь.
Надо сказать, что работы АнныСлобожаниной действительно довольно нежные. Свой дебютный проект в Архангельске — выставку «Приданное», вдохновлённую арт-резиденцией «Марьин Дом» в пинежской деревне Чакола, — она посвятила северной невесте и её слезам.