Общество
Молодая художница из Санкт-Петербурга посвятила выставку свадебному плачу и северной невесте
1/6

Молодая художница из Санкт-Петербурга посвятила выставку свадебному плачу и северной невесте

21.10.2020 16:48Мария АТРОЩЕНКО
В архангельских Гостиных дворах открылась выставка «Приданное» Ани Слобожаниной.

Проект, посвящённый северному свадебному плачу, родился в деревне Чакола Пинежского района Архангельской области. Художница, выпускница Академии Штиглица, Аня Слобожанина гостила там в августе 2020-го в арт-резиденции при музее сказительницы Марии Кривополеновой «Марьин Дом».

Как и у всех художников-резидентов, у Слобожаниной свой интерес к Русскому Северу. Даже свой первый персональный проект «Хрупкое» она посвятила деревянным храмам, которые могут простоять не один век, а после сгореть за одну ночь. В этой беззащитности произведений зодчих художница увидела уязвимость традиционной культуры перед процессами глобализации.

Проект «Приданное» объединил инсталляцию, видеоарт, объекты из керамики и графику. Отданная под выставку Малая галерея превратилась в светлые девичьи палаты, коридор инициации — от невесты к жене, от девушке к женщине.

В начале пути — старое зеркало, найденное в лесу около Чаколы. В него девушка заглядывает, надеясь увидеть суженного-ряженого, разгадать свою судьбу. Но будущее невесты определяет не судьба, а воля родителей, поэтому и само гадание, по сути, бессмысленно.

Второй объект — одновременно и невестина коса, «белоснежная девичья краса», и вереница слезинок, капля за каплей стекающих из глаз, «пока внутри бушует море». Покрыв косу вышивкой, художница повторила то же, что делала северная невеста, вышивая себе приданное.

Аня Слобожанина провела первую экскурсию по выставке.Аня Слобожанина провела первую экскурсию по выставке.

Третий объект, видео-инсталляция — это мистический переход из одного состояния в другое, вневременное пространство между прошлым и настоящим. Всё как во сне, и краски, как на фотонегативе, вывернуты «наизнанку». На этом видео Аня, современная девушка 27 лет, примерила костюм северной невесты, так же, как всем своим проектом пыталась примерить обычай на сегодняшнюю реальность. Фоном к видео звучит голос девушки: она исполняет традиционный плач невесты.

Четвёртый объект — уже не одна коса, а две, и не белая, а чёрные — как две печальные реки.

— Во время свадебного обряда одну косу делят на две, и к одной косе девушка уже не вернётся никогда, — пояснила художница. 

И пятый — стеклянный ларец, в котором молодая женщина, распрощавшаяся с девичеством, хранит свои невестины слёзы, драгоценные и хрупкие, в самом потаённом уголке души. Каждую слезинку художница вручную вылепила из фарфора. Это тайное приданное.

Экспозицию дополнили графические работы художницы, продолжающие темы плача и плетения кос и напоминавшие иллюстрации к немного мрачной северной сказке. Изображения дополнили слова из традиционных северных плачей, которые художница нашла в книгах в библиотеке «Марьиного Дома».

Одна из первых посетительниц выставки, актриса Архангельского молодёжного театра Евгения Плетнёва спросила Аню Слобожанину, как она сама как художница и современная женщина относится к такому восприятию замужества как маленькой смерти. Особенно сейчас, когда всё большее распространение получают идеи феминизма.

— По факту ситуация без выбора, когда девушку выдавали замуж родители, — проявление объективации. Но мне как художнику хочется относиться к этому всё-таки нейтрально, потому что это часть прошлого. Мне хочется показать чувства девушки, которая проходит через этот трагичный для себя момент. Хорошо, что в современном мире девушка может выбирать — хочет ли она выходить замуж, хочет ли брать фамилию мужа. Я сочувствую девушкам, у которых этого права не было, но не сочувствую негативно. Я говорю об этом не столько с точки зрения феминизма, сколько с точки зрения инициации. Мне кажется, в любом моменте жизни, когда человек проходит через инициацию, он как бы хоронит себя прошлого и переходит в следующую стадию.

Аня Слобожанина.Аня Слобожанина.

Примечательно, что за время существования арт-резиденции всеми её гостьями стали женщины. 

— Мне кажется, тут влияние Махоньки, Марии Дмитриевны Кривополеновой, — отметила арт-директор «Марьиного Дома» Анна Злотко. — Я даже не могу это объяснить. Но как только первый художник-мужчина к нам обратится, мы его примем!

Анна Злотко.Анна Злотко.

Как и «Хрупкое», «Приданное» рассчитано на малое количество посетителей, лучше даже на одного. Что в условиях пандемии очень актуально. Выставка будет работать до 29 октября.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.