Проект, посвящённый северному свадебному плачу, родился в деревне Чакола Пинежского района Архангельской области. Художница, выпускница Академии Штиглица, Аня Слобожанина гостила там в августе 2020-го в арт-резиденции при музее сказительницы Марии Кривополеновой «Марьин Дом».
Как и у всех художников-резидентов, у Слобожаниной свой интерес к Русскому Северу. Даже свой первый персональный проект «Хрупкое» она посвятила деревянным храмам, которые могут простоять не один век, а после сгореть за одну ночь. В этой беззащитности произведений зодчих художница увидела уязвимость традиционной культуры перед процессами глобализации.
Проект «Приданное» объединил инсталляцию, видеоарт, объекты из керамики и графику. Отданная под выставку Малая галерея превратилась в светлые девичьи палаты, коридор инициации — от невесты к жене, от девушке к женщине.
В начале пути — старое зеркало, найденное в лесу около Чаколы. В него девушка заглядывает, надеясь увидеть суженного-ряженого, разгадать свою судьбу. Но будущее невесты определяет не судьба, а воля родителей, поэтому и само гадание, по сути, бессмысленно.
Второй объект — одновременно и невестина коса, «белоснежная девичья краса», и вереница слезинок, капля за каплей стекающих из глаз, «пока внутри бушует море». Покрыв косу вышивкой, художница повторила то же, что делала северная невеста, вышивая себе приданное.
Третий объект, видео-инсталляция — это мистический переход из одного состояния в другое, вневременное пространство между прошлым и настоящим. Всё как во сне, и краски, как на фотонегативе, вывернуты «наизнанку». На этом видео Аня, современная девушка 27 лет, примерила костюм северной невесты, так же, как всем своим проектом пыталась примерить обычай на сегодняшнюю реальность. Фоном к видео звучит голос девушки: она исполняет традиционный плач невесты.
Четвёртый объект — уже не одна коса, а две, и не белая, а чёрные — как две печальные реки.
— Во время свадебного обряда одну косу делят на две, и к одной косе девушка уже не вернётся никогда, — пояснила художница.
И пятый — стеклянный ларец, в котором молодая женщина, распрощавшаяся с девичеством, хранит свои невестины слёзы, драгоценные и хрупкие, в самом потаённом уголке души. Каждую слезинку художница вручную вылепила из фарфора. Это тайное приданное.
Экспозицию дополнили графические работы художницы, продолжающие темы плача и плетения кос и напоминавшие иллюстрации к немного мрачной северной сказке. Изображения дополнили слова из традиционных северных плачей, которые художница нашла в книгах в библиотеке «Марьиного Дома».
Одна из первых посетительниц выставки, актриса Архангельского молодёжного театра Евгения Плетнёва спросила Аню Слобожанину, как она сама как художница и современная женщина относится к такому восприятию замужества как маленькой смерти. Особенно сейчас, когда всё большее распространение получают идеи феминизма.
— По факту ситуация без выбора, когда девушку выдавали замуж родители, — проявление объективации. Но мне как художнику хочется относиться к этому всё-таки нейтрально, потому что это часть прошлого. Мне хочется показать чувства девушки, которая проходит через этот трагичный для себя момент. Хорошо, что в современном мире девушка может выбирать — хочет ли она выходить замуж, хочет ли брать фамилию мужа. Я сочувствую девушкам, у которых этого права не было, но не сочувствую негативно. Я говорю об этом не столько с точки зрения феминизма, сколько с точки зрения инициации. Мне кажется, в любом моменте жизни, когда человек проходит через инициацию, он как бы хоронит себя прошлого и переходит в следующую стадию.
Примечательно, что за время существования арт-резиденции всеми её гостьями стали женщины.
— Мне кажется, тут влияние Махоньки, Марии Дмитриевны Кривополеновой, — отметила арт-директор «Марьиного Дома» Анна Злотко. — Я даже не могу это объяснить. Но как только первый художник-мужчина к нам обратится, мы его примем!
Как и «Хрупкое», «Приданное» рассчитано на малое количество посетителей, лучше даже на одного. Что в условиях пандемии очень актуально. Выставка будет работать до 29 октября.