Оксана Воскресенская назначена начальником регионального управления Минюста РФ
Общество
Построенную на «Севмаше» первую советскую АПЛ «Ленинский комсомол» готовят к переходу в Кронштадт на вечную стоянку

Построенную на «Севмаше» первую советскую АПЛ «Ленинский комсомол» готовят к переходу в Кронштадт на вечную стоянку

23.07.2021 11:30
Подводный отечественный атомоход станет музейным экспонатом.

На судоремонтном заводе «Нерпа» в Мурманской области, который является филиалом центра судоремонта «Звёздочка», началась подготовка первой советской атомной подводной лодки К-3 к переходу в Кронштадт. Планируется, что легендарный атомоход станет частью экспозиции музея Военно-морской славы под Санкт-Петербургом.

Строительство АПЛ К-3 («Ленинский комсомол») проекта 627 началось на северодвинском «Севмаше» в 1955 году. На воду её спустили в 1957-м. Приёмка лодки у промышленности состоялась в 1958 году.

В июле 1962 года впервые в истории советского ВМФ она совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана. 17 июля, опять же впервые в истории отечественного флота, она всплыла вблизи Северного полюса, где экипаж АПЛ установил флаг СССР.

Эксплуатация лодки усложнялась её принципиальной новизной. На «Ленинском комсомоле» постоянно возникали мелкие неполадки и проблемы, требующие устранения. Кроме того, АПЛ отличалась повышенным радиационным фоном, что сказывалось на здоровье экипажа. В 1967 году на лодке, дежурившей в Норвежском море, произошёл пожар. Погибло 39 человек.

Всего за свою боевую службу К-3 выполнила пять автономных походов. В 1991 году «Ленинский комсомол» вывели из состава Северного флота. В акваторию судоремонтного завода «Нерпа» её поставили в 2005 году. В то время её уже собирались утилизировать, но общественники и ветераны спасли подлодку. Решение о сохранении АПЛ приняли в 2010 году. В сентябре 2017-го К-3 вновь спустили на воду.

— И вот настало время готовиться к дальнему походу к месту вечной стоянки. Сейчас судоремонтники проведут работы по установке лодки на стапеле плавучего дока «Свияга», чтобы обеспечить устойчивость корабля во время движения. Путь ветерану отечественного подводного флота предстоит неблизкий — по Баренцеву и Белому морям вокруг Кольского полуострова, а затем по Беломоро-Балтийскому каналу и Неве — в Кронштадт, — рассказывает «Мурманский вестник».

Уже на Балтике внутри лодки восстановят ключевые пространства и обеспечат возможность свободного доступа посетителей. Известно, что «Ленинский комсомол» разместят на металлических опорах и укроют стеклянным куполом. Как сообщает ТАСС, разработкой документации по переоборудованию атомной подлодки в музейный экспонат занимался СПМБ «Малахит», где разрабатывался проект 627.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.