Общество
Московский этнограф сшил в Лешуконском карбас, да спустить его на воду не может

Московский этнограф сшил в Лешуконском карбас, да спустить его на воду не может

Артемий ЗАВАРЗИН, Николай ОКУЛОВ
Этнограф и путешественник из столицы готов спустить на воду настоящий деревянный карбас. Помогали строить судно мастера из Лешуконского, да вот помешать первому рейсу может казуистика в официальных документах.

— Я понял, что не хочу ни яхту, ни шлюпку, я хочу карбас, — рассказал московский путешественник и этнограф Егор Староверов.

Решение принял в зрелом возрасте, но грезил мечтой ещё с малых лет. Исполнять её Егор отправился в село Лешуконское — где, как не на Севере, ещё хорошо помнят, кому и чем служил карбас?

— Совсем немного мастеров, кто по-прежнему шьёт карбаса, а тем более — используя кокоры, еловые корни, — пояснил москвич.

И таким мастером оказался известный в Архангельской области судостроитель Виктор Кузнецов — он возводит уже десятый в своей жизни поморский карбас. Гостя из столицы обучает всем тонкостям процесса. Главное — с первой кокоры не допускать ошибок: создание карбаса сродни написанию живописного полотна.

— Как говорится, начало — всему голова, — объяснил Виктор Кузнецов. — Самое трудное — положить первый набой. Канительное дело — затейливо, муторно, неспеша, качественно… Неправильно положенный первый набой ведёт к поломке второго.

Влюблённый в карбас Егор Староверов уверен: такие деревянные суда северного покроя веками доказывали свою надёжность и устойчивость на воде. Только вот на эту самую воду в XXI веке выйти не так просто. Еще в 2012 году произошли изменения в Техническом регламенте Таможенного союза, по нынешним требованиям которого практически невозможно собрать необходимые документы для регистрации в ГИМС карбаса, построенного мастером-одиночкой, без разницы, насколько он опытен. Получается, есть те, кто хочет сохранять традицию, да спотыкаются о казуистическую новацию. Исправление которой во многом зависит от законодателей

— Где-то там в Москве чиновник сидит в своей Верховной палате, принимает закон, не думая о том, как люди жили, за что жили, как они живут, — отметил житель Мезени, путешественник, председатель Мезенского отделения Русского географического общества Олег Коткин. — Всё это должно решаться на местном уровне.

Будет ли на местном уровне упрощение регистрации карбаса в ГИМС — вопрос пока открытый, но очевидно, что без движения в нужном русле кустарное строительство традиционных деревянных поморских судов может быть фактически уничтожено.

— Долго ходил вокруг этого вопроса, читал разные указы и акты ГИМСа, пытался разобраться, что же нужно сделать, чтобы судно зарегистрировали… Так в общем и не разобрался, потому что там зачастую некоторые акты противоречат друг другу, — поделился Егор Староверов. — И поэтому я решил уже действовать от обратного: вот будет лодка, и тогда будем решать вопрос её с регистрацией.

Оптимизм усиливается и от того, что судно почти готово к испытаниям на воде. Главное, чтобы не простаивало у лешуконских берегов, а вместе с увлечёнными энтузиастами покоряло моря. Как оно и было ещё столетие назад.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.