В Поморье объявлен особый противопожарный режим
1/7
Общество
Карбасная регата возвращается спустя почти 130 лет: в Архангельске пройдут зрелищные гонки на вёслах и под парусами

Карбасная регата возвращается спустя почти 130 лет: в Архангельске пройдут зрелищные гонки на вёслах и под парусами

08.07.2021 17:26
Предстоящие старты станут частью международного форума по теории и практике деревянного судостроения «Матица 2021».

8 июля в Архангельске прошла пресс-конференция, посвящённая стартующей 17 июля на Северной Двине поморской карбасной регате. От лица её организаторов с журналистами пообщались директор Северного морского музея Евгения Тенетов и директор Товарищества поморского судостроения Евгений Шкаруба. Кроме того, зашла на встрече речь и про форум «Матица 2021», частью которого станет регата.

«Койдо», «Пошто» и «Сейго»

Работы на верфи Товарищества поморского судостроения шли до самого начала пресс-конференции, старт которой наметили на 11:00 - «в тени» скелета строящейся шхуны сновали столяры и ревели инструменты. Воздух в помещении был немного мутным от взвеси из мельчайших опилок. Но к назначенному сроку традиционное судостроение встало на паузу.

— Сегодня мы торжественно объявляем о том, что скоро состоится поморская карбасная регата — основное и самое зрелищное событие фестиваля деревянного судостроения «Матица», который пройдёт в Архангельске в середине июля, — первым взял слово Евгений Шкаруба.

Евгений Шкаруба.Евгений Шкаруба.

Первые старты в рамках регаты пройдут уже 17 июля. Деревянные судёнышки будут стартовать от от причала № 108 на Красной пристани напротив Северного морского музея, идти до пересечения набережной Северной Двины с улицей Логинова и возвращаться обратно.

— Подготовка к этому проекту начались около года назад с постройки сельдяного карбаса по сохранившимся чертежам с Соломбальской судоверфи. По своей форме, скольжению по воде — это идеальное и изящное судно, которое очень легко идёт на вёслах, — продолжил директор товарищества.

Суда, построенные специально для регаты — одна из её главных особенностей. Всего столяры и плотники по чертежам 1964 года с помощью актуальных технологий «сколотили» к гонкам три одинаковых карбаса длиной 5,6 метра. По традиции, они оснащены вёслами на кочетах (два деревянных штыря между которыми находится весло в свободном движении) и шпрюйтовым (для небольших судов и шлюпок) парусным вооружением. Есть у них и свои «поморские» имена — «Койду» («Куда»), «Пошто» («Зачем»), «Сейго» («В этом году»).

— Мы взяли вот такие поморские словечки, не нужно искать в них серьёзных смыслов, — отметил Евгений Шкаруба.

«Оседлают» карбасы представители шести команд — своих гребцов на регату выставят САФУ имени Ломоносова, парусный центр «Норд» имени Анисимова, Северный морской музей, Товарищество поморского судостроения, Хор фрегата «Штандарт» и клуб «Морские практики». В каждой — по пять человек.

Каждая команда преодолеет дистанцию как минимум по два раза — на вёслах и под парусом. Всего в рамках гонок пройдут три полуфинальных заплыва, по результатам которых в финал попадут три команды. Тренировки участники регаты уже начали.

— Думаю, это будет интересное и зрелищное мероприятие, которое поможет нашей деятельности. Организация таких регат — это апробированный способ поддержки традиционного судостроения во всём мире. Это способ собрать людей вместе, показать свои суда, посоревноваться, обсудить проблемы, — закончил свою часть пресс-конференции Евгений Шкаруба.

Возвращение спустя 127 лет

Взявший слово следующим Евгений Тенетов, в свою очередь, начал с рассказа о подготовительной работе, проделанной Северным морским музеем к предстоящей регате. Так, по его словам, теперь у учреждения культуры теперь есть свой причал — тот самый под номером 108. Поморская карбасная регата станет первым мероприятием, которое полноценно им воспользуется.

— У Красной пристани до недавнего времени, кроме причалов Росморпорта и Северного морского пароходства, других сертифицированных причалов не было. Мы привлекли инвестора, провели все необходимые процедуры — теперь причал № 108 может принимать маломерные суда с осадкой до 4,5 метра. Мы получили в центре города функционирующий, живой, настоящий, официальный причал. Проблема, когда в Архангельск приходили яхты и им некуда было встать, можно сказать, решена, — рассказал Евгений Тенетов.

Евгений Тенетов.Евгений Тенетов.

Затем спикер погрузился в историю. По словам директора учреждения культуры, первая регата на карбасах под парусами и веслами прошла в Архангельске в 1870 году, во время пребывания в городе сына императора Александра II, великого князя Александра Александровича.

— Тогда регата шла примерно тем же маршрутом, что пойдёт в этом году. Но призы там были, конечно, посолиднее — например, рулевым выдавали серебряные часы. Но мы к этому стремимся, работаем с инвесторами, скоро и серебряные часы будут, — отметил Евгений Тенетов.

Кроме того, гонки на карбасах прошли в Архангельске в 1884 году, во время празднования 300-летия города. Тогда в регате участвовали четыре карбаса, но гонялись они по реке Кузнечихе.

Вернувшаяся спустя почти 130 лет спустя третья по счёту поморская карбасная регата стартует 17 июля — торжественное построение команд у Северного морского музея начнётся в 10:30, а уже в 11:00 стартует первая гонка. Предварительное расписание регаты, коррективы в которое может внести погода, доступно по ссылке.

Гонки по Северной Двине станут частью международного форума по теории и практике деревянного судостроения «Матица 2021». Данное мероприятие начнёт свою работу 15 июля. В его программу, помимо сообщений российских и зарубежных докладчиков вошёл и круглый стол по вопросам регистрации маломерных судов с инспекторами ГИМС. Он пройдёт 16 июля в 16:30 на верфи Товарищества поморского судостроения (набережная Северной Двины, 17 строение 1).

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.