Общество
Четыре события на одной верфи: в Архангельске заложили шхуну, открыли две выставки и культурное пространство
1/7

Четыре события на одной верфи: в Архангельске заложили шхуну, открыли две выставки и культурное пространство

Для Товарищества поморского судостроения 21 ноября выдалось насыщенным днём.

21 ноября в Архангельске официально открылась верфь Товарищества поморского судостроения. К знаменательной дате, которая совпала с днём Архангела Михаила, судостроители приурочили запуск сразу четырёх проектов: закладку киля поморской шхуны, открытие двух выставок и общественного пространства. Объединяло их не только локация, но и тематика — все инициативы, так или иначе, связаны с популяризацией традиционного судостроения.

Шхуна

Верфь Товарищества поморского судостроения разместилась в ангаре за третьим корпусом Северного (Арктического) федерального университета. Обустройство помещения продолжалось около года, и в день официального открытия верфи гостей церемонии встречала тёплая и светлая локация, которая, как показалось, изнутри выглядела куда внушительнее, чем снаружи.

Внимание немногочисленных гостей церемонии (коронавирусные ограничения внесли свои коррективы в процедуру) сразу притягивал вытянувшийся на 17 метров киль будущей поморской шхуны — флагманского проекта товарищества.

В перспективе из этой клееной балки вырастет деревянное судно длиной 20 метров и шириной больше шести. Его водоизмещение составит 60 тонн, а площадь парусов — внушительные 210 метров. Под своими парусами поморская шхуна будет способна выжимать 12 узлов.

— Деревянные суда таких размеров не строили в России с середины XX века. Если раньше с подобных шхун вёлся морской промысел или они использовались для перевозки грузов, то сегодня они могут стать и туристическими, и экспедиционными судами, — рассказал во время церемонии закладки идеолог проекта Евгений Шкаруба.

Евгений Шкаруба.Евгений Шкаруба.

Руководитель Товарищества поморского судостроения также отметил, что шхуна не только сохраняет, но и развивает вековые традиции. На ней установят двигатель мощностью 200 «лошадей» и современное навигационное оборудование. Кроме того, в проекте предусмотрены и комфортные условия жизни для экипажа.

— Выклеивать и выстругивать киль мы закончили буквально 20 ноября. У него есть наклон в три градуса — это классическая форма поморской шхуны. Такие суда, вооружённые косым парусом, могут идти против ветра — они мореходны и за счёт этого могут успешно работать в высоких широтах, — поделился особенностями судна Евгений Шкаруба.

По традиции, церемонию венчало привинчивание к килю закладной таблички с изображением будущего судна. Эту честь доверили самым важным партнёрам проекта, которых набралось действительно немало. Чтобы они не забыли о своём вкладе в общее дело, помощникам адептов традиционного судостроения вручили копии той самой таблички.

Общественное пространство и две выставки

Сразу после того, как киль шхуны официально заложили, на верфи открыли передвижную выставку Северного морского музея «Не только топором», посвящённую традиционным плотницким инструментам с помощью которых в Поморье строили деревянные суда. Её главным элементом стали несколько мобильных стендов, на которых разместили информацию о конопатках, киянках и прочих дорожниках. Описания инструментов и рассказ об их функционале подкрепляли фотографии, а также и самые настоящие топоры и рубанки, которых, правда, в экспозиции было немного.

Затем очередь дошла и до проекта «Открытая палуба», который сформировал своеобразный второй этаж в помещении верфи. Данная инициатива представляет собой общественное пространство, предназначенное для тематических встреч, лекций и выставок. Одна из которых, кстати, также открылась 21 ноября.

Речь идёт об экспозиции «Наследие деревянного судостроения Поморья», призванной собрать и сохранить информацию о деревянных лодках в Архангельской области, привлечь внимание к традиционному судостроению. Официально данная инициатива проходит, как фотоконкурс-исследование — участие в нём приняло около 30 жителей региона, которые прислали свои снимки. Любопытно, что помимо фото карбасов, кенозерок и зырянок на выставке можно было встретить не фото, но картину с изображением атомного ледокола «Ямал». Хотели ли организаторы экспозиции сыграть на контрасте, неизвестно.

Три в одном

— Верфь Товарищества поморского судостроения является уникальным и многосторонним проектом. Здесь, собственно, расположилась и сама верфь, и музей, и площадка для общения. Данная инициатива рождалась в процессе кооперации, практически всем миром. Кто-то, как правительство области, помог деньгами, кто-то, как лесопромышленники, древесиной, а кто-то как университет — площадкой. Этот проект получился только лишь благодаря общим усилиям. И, конечно же, очень символично, что верфь мы открыли именно в день Архангела Михаила, покровителя Архангельска, — отметил участник церемонии, заместитель председателя правительства Архангельской области по проектной деятельности Виктор Иконников.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.