21 июня в Облсобрании прошёл круглый стол, посвящённый актуальным вопросам развития системы среднего профессионального образования в Архангельской области. Обсудить данный вопрос в преддверии подготовки бюджета Поморья на 2022 год собрались члены комитета по культурной политике, образованию и науке, представители регионального минобра, руководители образовательных учреждений.
— Одна из основных задач развития региона — это наличие специалистов, которые будут работать во всех отраслях, в том числе, и в бюджетной сфере. Мы понимаем, что кузница кадров для нас — это профтех, который подготовит и рабочие специальности, и специалистов среднего звена. Заинтересованность различных отраслей в новых работниках сегодня очень велика, — актуализировала тему встречи председатель профильного комитета Облсобрания Ольга Виткова.
Развитие системы СПО в Архангельской области сегодня идёт в русле ориентиров и показателей, закреплённых в нацпроекте «Образование», а точнее — в федеральном проекте «Молодые профессионалы» («Повышение конкурентоспособности профессионального образования»). На территории Поморья действуют 35 подведомственных областному минобру профессиональных образовательных организаций. Они реализуют 145 образовательных программ, по которым обучаются более 27 тысяч человек.
Популярность среднего образования в регионе в последнее время растёт — так, по сравнению с прошлым годом, в 2020-м количество обучающихся увеличилось почти на тысячу человек. Привлекает абитуриентов региона профтех тем, что является неким определённым гарантом успешного старта карьеры. Этому способствуют развитие «института» демонстрационного экзамена как формы итоговой государственной аттестации выпускников, обновление материально-технической базы СПО, участие Архангельской области чемпионатах по стандартам Ворлдскиллс и конкурсах для лиц с ограниченными возможностями здоровья и «Абилимпикс».
В то же время, несмотря на рост популярности рабочих специальностей, кадровый дефицит некоторых предприятий выпускники не покрывают.
— Например, Северодвинск поднимает тему количества подготовки в учреждениях профтеха города. Мы готовим порядка 350 специалистов — их всех готовы принять на работу «Севмаш» и «Звёздочка». Но их потребность превышает вдвое то количество кадров, которые мы готовим. Учреждения же не резиновые. — нельзя просто взять в два раза больше учащихся и качественно их подготовить, — привела пример нехватки кадров Ольга Виткова.
Отчасти данная проблема упирается в состояние материально-технической базы учебных заведений. По словам заместителя председателя комитета по культурной политике, образованию и науке Тиграна Матевосяна, нельзя сказать, что каждая из 35 образовательных организаций, подведомственных минобру, готовит специалистов на должном уровне — нельзя.
— Почему так? Слишком большая разница по уровню развития материально-технической базы, по кадровому обеспечению. Задача органов власти — если услуги конкретных образовательных организаций им нужны — выравнивать их между собой по уровню развития, по уровню оснащённости оборудованием. Но, конечно, быстро этого не сделать, — отметил спикер.
Решать проблему нехватки необходимого оборудования отчасти помогают ресурсные центры профессионального образования и создание в регионе новых мастерских в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы». Но тот же Ворлдскиллс не может «покрыть» все потребности области. Дело в том, что чемпионаты в его рамках проводятся по топ-50 востребованных профессий, утверждённым на федеральном уровне. А потребностям региона данный список не всегда удовлетворяет. Поэтому, в 2017 году минобр Архангельской области утвердил свой топ-73 профессий. По мнению участников круглого стола, вопросы развития образовательных организаций было бы неплохо решать исходя именно из этого, расширенного, списка.
Ещё одна проблема — кадры, особенно это касается преподавателей специальных дисциплин. По словам Тиграна Матевосяна, сейчас каждое учебное заведение «выкручивается само по себе» — привлечь человека с производства очень сложно, так как на своём рабочем местах он заработает гораздо больше, чем в системе СПО.
Обсудив данные вопросы и проблемы, участники круглого стола подготовили ряд рекомендаций. Так, правительству Архангельской области рекомендовали увеличить финансирование на обновление материально-технической базы образовательных организаций СПО. Региональному минобру, в свою очередь, поручили содействовать подготовке педагогических кадров для работы в профтехе. Министерство же экономического развития досталась задача совершенствования механизмов мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда Поморья в кадрах. Самим же организациям СПО участники круглого стола рекомендовали внедрять профессии и специальности, наиболее востребованные на территории региона.